Голливудская актриса Джулия Робертс в пятницу выиграла в суде право на владение именным доменом juliaroberts.com.
Домен был ранее зарегистрирован антрепренером Расселом Бойдом из Принстона, штат Нью-Джерси. Арбитражная комиссия Международной Организации по защите интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), рассматривавшая иск актрисы, постановила, что имя Джулии Робертс является "торговой маркой", принадлежащей актрисе, и следовательно, Бойд не имеет прав на данный именной домен. По решению комиссии, доменное имя juliaroberts.com должно быть передано Джулии Робертс в течение 45 дней.
В настоящее время в WIPO лежит еще 530 жалоб на захват доменов. Среди желающих отобрать именные домены у захватчиков - представители Тины Тернер, Джетро Талла, Джимми Хендрикса и многих других знаменитостей.
Напомним, что пока в большинстве стран не существует специальных законов, касающихся именных доменов. До сих пор это давало кибер-захватчикам возможность регистрировать такие домены на себя, а затем перепродавать. Совсем недавно, например, британская учительница начальных классов захватила домены с именем новорожденного Лео Блэра, младшего сына британского премьер-министра: leoblair.com и leoblair.co.uk.
Сейчас в США большинство доменов отбираются у кибер-захватчиков на основе Uniform Domain-name Dispute Resolution Policy (UDRP). Но данная процедура, разработанная в ICANN в декабре прошлого года, до сих пор применялась в основном в связи с использованием чужих торговых марок. Таким образом "доменные" процессы выиграли Christian Dior, Nike, Deutsche Bank и Microsoft. Именные же домены удавалось забрать у кибер-захватчиков лишь тогда, когда имя являлось частью зарегистрированной торговой марки - как в случае с JamesDean.net, которую в апреле отобрали у организации James Dean Internet Club и передали компании CMG Worldwide Inc., владеющей несколькими сотнями "персональных" торговых марок.
Первый крупный прецедент, связанный с возвращением "чисто именного" домена имел место на прошлой неделе, когда британская писательница Джанет Уинтерсон выиграла суд по поводу имени JeanetteWinterson.com, зарегистрированного Марком Хогартом из Кембриджа. Тогда WIPO впервые сформулировала правило, которое, очевидно, станет в ближайшее время использоваться на большинстве подобных процессов: имя известного человека является его торговой маркой и не требует при этом специальной регистрации в качестве торговой марки.