Художник Григорий Брускин, чье имя олицетворяет прорыв современного российского неподцензурного искусства на Запад в конце 80-х, выставил в Москве в Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина на Волхонке коллекцию фарфора ручной росписи под названием "Всюду жизнь".
В нее включены тарелки и статуэтки, изготовленные на Дулевском (бывшем Кузнецовском) фарфоровом заводе по эскизам художника и им лично расписанные. Ближайший аналог нового творения самого известного российского концептуалиста, по мнению "Коммерсанта", - советский агитфарфор 20-х годов, однако художник далек от тогдашних намерений запускать свой фарфор в массовое производство и сеять в народе разумное, доброе, вечное. Его статуэтки и декоративные сервизы - штучной выделки и предназначены исключительно для коллекционеров.
Все представленные серии варьируют излюбленную художником тему каталога, словаря, энциклопедии, а многие фигурки прямо отсылают к самой знаменитой картине Брускина "Фундаментальный лексикон" (этак картина была продана на аукционе Sothеby's в Москве в 1988 году за 300 тысяч фунтов, что вызвало шок и у советских чиновников, и у самих андеграундных художников).
По словам самого Брускина, перевод этих сюжетов в новый материал ознаменовал для него и новое отношение к советской цивилизации, которая окончательно стала прошлым, "археологией". А следовательно, с ней можно работать просто как с декоративным стилем.
По мнению "Коммерсанта", то же самое можно сказать не только про советскую эпоху: несмотря на вызывающее восхищение у специалистов качество исполнения фарфоровых статуэток и тарелок, само их появление показывает, что московский концептуализм из актуального художественного течения окончательно стал стилем.
Григорий Брускин с конца 80-х живет в Нью-Йорке. Последняя его крупная работа - живописная серия "Жизнь превыше всего", изготовленная им в 1999 году по приглашению немецкого правительства для реконструированного Рейхстага.
Над фарфором художник работал три года. После Москвы выставка переедет в Русский музей в Петербурге.