Foreign Intelligence Surveillance Court - секретный суд, состоящий из семи федеральных судей, в функции которого входит контроль деятельности американских спецслужб, в четверг раскрыла подробности обсуждения предложенных генеральным прокурором США Джоном Эшкрофтом (John Ashcroft) еще в мае антитеррористических мер, предусматривавших, помимо прочего, упрощение процедуры установления подслушивающих устройств лицам, подозреваемым в терроризме, сообщает Associated Press.
Впервые за последние два десятилетия протокол заседания суда, все встречи которого происходят в условиях строгой секретности, стал доступен публике. На заседании сенатского комитета юстиции, обсуждавшего вопрос о правомерности использования департаментом юстиции расширенных полномочий, был обнародован документ, в котором специальный суд называл первоначальные предложения Эшкрофта недостаточно продуманными и нарушающими право на частную жизнь американцев. В качестве аргумента Foreign Intelligence Surveillance Court приводил факты допущенных сотрудниками ФБР в 200-2001 годах нарушений в сфере неприкосновенности частной жизни подозреваемых. В частности, стало известно о более чем 75 случаях, когда упрощенная процедура прослушивание телефонных переговоров подозреваемых в терроризме была использована применительно к чисто уголовным делам, требующим для этого более твердой доказательной базы. Также были зафиксированы случаи слишком вольного обращения с полученной в результате прослушивания конфиденциальной информацией. "Необъяснимо - как могли возникнуть подобные искажения закона", говорится в заявлении суда.
Тогда, в мае департамент юстиции спешно изменил некоторые свои требования, добившись положительного решения по большей части новых полномочий ФБР. В ответ на претензии суда, как стало ясно из документа, Эшкрофт сослался на принятый Бушем 26 октября 2001 года закон, получивший название "USA Patriot Act" - Акт об объединении и усилении Америки средствами, необходимыми для борьбы с терроризмом", предусматривавший требуемые им полномочия.
По результатам дискуссии генеральный прокурор пошел на некоторые уступки, а специальный суд, приняв в основном требуемые полномочия, обязал американскую юстицию сообщать о любом неправомерном использовании новых правил.
Несмотря на одобрение Foreign Intelligence Surveillance Court, в правозащитных кругах США считают, что расширенные полномочия прокуратуры все-таки нарушают право личности на неприкосновенность частной жизни. "Генеральный прокурор получил власть, которую ему не давал на Конгресс, ни Конституция" - считает Марк Ротенберг (Marc Rotenberg), глава находящегося в Вашингтоне Electronic Privacy Information Center.