24 июня в рамках конкурсной программы XXV ММКФ будут показаны фильмы "Эйла" (Eila, Финляндия, режиссер - Ярмо Лампела) и "Неделя в Пеште и Буде" (Egy het Pesten es Budan, Венгрия, режиссер - Карой Макк).
"Эйла". Очаровательная финская уборщица в возрасте за сорок срывает забастовку своих коллег и одновременно пытается наладить контакт с сыном, вернувшимся из мест лишения свободы. Коллеги точат на Эйлу зуб, а сын тунеядствует и даже иногда прибегает к рукоприкладству. Периодически масла в огонь подливает приятель Эйлы, играющий в составе музыкальной группы на небольших сценах.
Выход из безнадежной ситуации Эйле помогла найти старушка, у которой героиня дополнительно подрабатывала уборкой - внук милосердной женщины затеял тяжбу с несправедливыми государственными работодателями и выиграл ее. В итоге обычная финская женщина добилась своего счастья - вернула авторитет в среде коллег, одержала судебную победу над несправедливым государством и вдобавок отправила подальше непутевого сына.
В основу "Эйлы" легли реальные события, происходившие в Финляндии несколько лет назад. Тогда свои права в суде сумели отстоять свыше 1000 работников финской сферы обслуживания. Режиссер Лампела в студенческие годы и сам подрабатывал уборкой, потому счел необходимым вернуться к социальной теме уже в наше время. Сделал финский режиссер это очень тонко - "Эйла" не имеет ничего общего с бесконечными юридическими битвами Голливуда.
Прежде чем начать поиски исполнительницы главной роли Лампела около двух лет внимательно изучал сценарий фильма и в итоге остановил свой выбор на актрисе театра и кино Сари Мяллинен, великолепно справившейся со своей задачей.
"Неделя в Пеште и Буде" . Венгерский инженер-нефтехимик Иван, сбежавший в Великобританию в 50-е годы, по телефону узнает о критическом состоянии своей первой возлюбленной. Оставив жене сообщение на автоответчике, Иван отправляется в Будапешт, где узнает о существовании взрослой дочери и о том, что тюремному сроку в венгерской тюрьме и эмиграции он обязан той самой умирающей возлюбленной.
Неспешный фильм венгерского режиссера повествует о той поре жизни героя, в которую спешить уже некуда. Плавный ритм повествования поддерживает музыка композитора Ласла Деша и операторские приемы Элемера Рагайи. В фильме определенную долю занимает политическая составляющая, однако сделано это не в ущерб обычной человеческой истории.