Внук знаменитого российского промышленника, коллекционера и мецената Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко подал в суд Лос-Анджелеса иск к городскому Музею изящных искусств в связи с открытием там выставки "Французские мастера" из московского Музея изобразительного искусства имени Пушкина, передает "Интерфакс".
Гражданин Франции Делок-Фурко требует компенсации на том основании, что часть привезенных картин входила в коллекцию его деда.
Истец требует "признания факта кражи произведений искусства у его семьи в России в 1918 и 1920 годов", - заявил его адвокат, не уточняя суммы иска.
В том случае, если просьба его клиента не будет удовлетворена, потомок Сергея Щукина постарается добиться закрытия выставки.
Среди 25 картин, претензии на которые выдвигает Делок-Фурко, есть работы Сезанна, Пикассо, Матисса.
Напомним, выходец из купеческой старообрядческой семьи Сергей Щукин начал участвовать в делах семейного предприятия — Торгового дома "И.В. Щукин с сыновьями" (одной из крупнейших в России оптовых мануфактурных фирм), с 1878 года, а с 1890 года смог его возглавить.
Через пять лет после этого он начал собирать коллекцию картин, купив несколько пейзажей норвежского художника Фритса Таулова и выбрав для себя исключительно модерн. Познакомившись в 1896 году с творчеством импрессионистов, Щукин покупает первую в России картину Клода Моне "Сирень", а после еще 12 его полотен.
Кроме того, предприниматель купил 16 картин Поля Гогена, а спустя несколько лет заказал Анри Матиссу два декоративных панно "Танец" и "Музыка" для лестницы своего московского особняка.
Именно Матисс познакомил Щукина с Пабло Пикассо, в 1908-14 годы художник существовал, в основном, на средства российского мецената, который приобрёл более 50 его работ.
К 1918 году в коллекции Щукина находилось 269 произведений, по информации "Новой Газеты", ее сегодняшняя стоимость превышает 10 миллиардов долларов, но в этом же году она была национализирована, а ее бывший хозяин до своей эмиграции оставался при ней в качестве директора и экскурсовода.
Затем на основе коллекции был открыт "Первый музей новой западной живописи". Пройдя через переезды и смены названия, она в 1948 года была распределена между Эрмитажем и музеем Пушкина.