Руководитель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Евгений Примаков предложил создать Внебюджетный ссудный фонд промышленности объемом в 60 миллиардов долларов. Деньги для этого экс-премьер предлагает собрать из нескольких источников: часть взять из золотовалютных резервов, часть - из бюджета, часть - из пенсионного фонда, часть у нефтяных компаний, а часть просто допечатать.
По информации сайта "Независимой Газеты", в ТПП считают, что вложение подобных средств в отечественную промышленность в кратчайшие сроки удвоит ВВП. Больше всего этому должен поспособствовать золотовалютный фонд Центробанка. Сейчас его резервы достигли почти 90 миллиардов долларов.
"Существует экономический закон, который устанавливает необходимый минимальный (для обеспечения национальной финансовой безопасности страны) уровень золотовалютных резервов. В России этот уровень сейчас превышен как минимум в 1,5 раза. Получается ситуация с "собакой на сене" – деньги не работают сами и никуда при этом не вкладываются», – считает один из разработчиков проекта, председатель комитета Палаты по промышленному развитию и высоким технологиям Степан Сулакшин.
Другой резерв, на который указывает Сулакшин - это печатный станок. Он предлагает использовать "эмиссионною функцию финансовых властей страны" на "десятки миллиардов долларов в год". При этом ТПП не боится инфляции. "При дополнительном инвестировании внутри страны 60 миллиардов долларов в год, инфляция окажется за 10 лет выше не более чем на 3 процента", - сказал Сулакшин.
Говоря о Пенсионном фонде, председатель промышленного комитета отметил: "В любой развитой стране эти деньги расходуются вовсе не на вложения в ценные бумаги, тем более иностранных компаний, а идут на инвестирование промышленности национальной экономики". Также как с пенсионерами он предлагает поступить с нефтяниками - увеличить размеры природной ренты и направить ее на стимулирование реального сектора.
Наконец государство, в ТПП считают, что "определенные средства получить и от доходов, поступающих через госбанки или банков с долей государства", а вдобавок использовать "7–12 миллиардов долларов, остающихся на счетах федерального бюджета".
"Сейчас не хватает средств, идущих на модернизацию основных фондов, а значит, на увеличение конкурентоспособности, на создание новых производств, увеличивающих товарную массу. Очень важно довести "кровеносную систему" инвестиционного кредитования до каждого района страны, до малого бизнеса, не говоря уже о крупных отраслевых инвестиционных потребностях, о потребностях крупных корпораций и экономико-географических проектах страны", - уверен Сулакшин.
Идею "ограниченного использования" золотовалютных резервов прокомментировал ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев, считающий, что эти фонды надо направлять на "на импорт не конкурирующего оборудования и технологий". Вместе с тем, он предупреждает, что Россия находится лишь в стадии постановки задач о создании инструментов для использования резервов ЦБ и указывает на определенные риски.
"Риски имеют место, особенно связанные с различными злоупотреблениями, но тем не менее не следует отказываться от самих разработок схем, которые помогли бы минимизировать эти риски", – заявил эксперт.