Подлинность произведений изобразительного искусства теперь можно будет устанавливать с математической точностью. Об этом заявил профессор Дартмутского колледжа, специализирующийся в прикладной математике и вычислительной технике, который проанализировал некоторые работы художников Возрождения с помощью компьютерной программы, сообщает Associated Press.
Представляя свою разработку в статье, опубликованной в понедельник в журнале Национальной академии наук США, профессор Фарид скромно описал ее как "очередной инструмент для определения подлинного искусства". По его мнению, для того, чтобы использовать цифровой анализ произведений искусства повсеместно, необходимо еще очень много работать.
Художественные эксперты отнеслись к методу Фарида с осторожностью. "Я отношусь крайне скептически к использованию компьютера для определения подлинности произведений, - заявил Лоуренс Кантор, куратор коллекции Роберта Лемана в нью-йоркском музее "Метрополитен". - Я допускаю, что компьютерная программа может во многом помочь, однако мне нужны доказательства".
Программа Фарида предназначена для анализа высококачественных фотографий графических и живописных изображений. Фотография сжимается в размерах и раскладывается на несколько составляющих частей. При анализе учитываются расстояния между изображенными предметами, их расположение. Эти параметры подвергаются статистическому анализу, то есть сравниваются с тем, что известно о стиле данного художника.
Таким образом, профессор смог точно определить, что восемь из тринадцати рассматриваемых им рисунков 16 века были выполнены фламандским художником Питером Брейгелем Старшим, а остальные пять являются лишь имитациями его стиля.
Точно также он смог выяснить, что отдельные фрагменты картины "Мадонна с младенцем" итальянского художника, известного под именем Перуджино, скорее всего, написаны его учениками. Такая практика была широко распространена в мастерских крупных художников Ренессанса, которые не могли справиться в одиночку со всеми поступающими заказами.
Недостатком программы является необходимость переводить цветные произведения в черно-белые. Вместе с тем фактом, что анализ проводится по фотографии, а не по оригинальному произведению, это требование значительно ограничивает возможности программы, и ее разработчик это признает.