Европейскому космическому агентству не следовало отправлять на Марс зонд Beagle 2, потому что проект был недофинансирован, и к тому же его осуществлением занималась команда, не обладающая достаточным управленческим опытом в этой сфере. Как сообщает Financial Times, об этом заявила официальная комиссия по расследованию аварии.
ЕКА и британское правительство первоначально засекретили отчет комиссии, ссылаясь на соображения коммерческой тайны, однако затем под давлением комитета по науке Палаты общин вынуждены были пойти на попятную.
По мнению членов комиссии, в которую в том числе входили эксперты из российского Космического центра имени Бабакина и Лаборатории реактивного движения NASA, главной ошибкой было то, что Beagle посчитали просто "научным прибором", который доставит к Марсу европейский космический аппарат Mars Express. Вместо этого Beagle следовало расценивать как самостоятельный космический аппарат, управление которым должна была осуществлять организация с соответствующим опытом работы, а не группа университетских ученых.
Открытый университет. В него также входил, Лестерский университет и две частные компании, Martin Baker Aircraft и EADS Astrium. В июне 2001 года, то есть за два года до старта, Martin Baker Aircraft объявила о выходе из проекта "из-за непреодолимых коммерческих разногласий с Astrium". Между тем, именно Martin Baker занималась разработкой системы вхождения в атмосферу Марса, спуска и посадки. Комиссия считает, что именно недоработки в этой части оказались критическими.
Кроме того, в ноябре 1999 года ЕКА одобрила, несмотря на имеющиеся возражения, начало работы над проектом, хотя его финансирование еще не было открыто. В результате, по мнению комиссии, на начальном этапе конструкция зонда не получила должной инженерной проработки, а впоследствии создание Beagle завершалось авральными темпами.
В результате стоимость Beagle 2 в два раза превысила первоначальную смету в 24 миллиона фунтов стерлингов, а связь с зондом была потеряна при посадке на Марс в канун рождества 2003 года. Точную причину гибели Beagle комиссия установить не смогла, однако наиболее вероятной считается отказ основного парашюта или системы воздушных подушек, предназначенных для смягчения удара при посадке.