Индонезийские "хоббиты" были больными людьми

По мнению австралийских ученых, так называемые "хоббиты", найденные в Индонезии, могут быть не боковой ветвью эволюции человека, а недоразвитыми из-за йододефицита людьми. Новая гипотеза приведена в статье ученых в последнем номере журнала Proceedings of the Royal Society B.

Останки скелета женщины-"хоббита" были обнаружены на индонезийском острове Флорес в 2004 году. Происхождение этих человекообразных существ сразу стало предметом споров антропологов и палеонтологов. В 2006 году в журнале Nature была опубликована статья, авторы которой доказывали, что "хоббиты" относятся к неизвестному ранее виду человека, получившему название Homo floresiensis. Однако многие ученые не согласны с этой точкой зрения и придерживаются мнения, что "хоббиты" - это микроцефалы, то есть, люди с уменьшенным вследствие заболевания объемом мозга.

Новая работа предлагает другую версию. Исследователи под руководством Бена Кеффорда из Школы прикладных наук при Королевском мельбурнским институте технологий утверждают, что "хоббиты" - это люди, страдающие от микседематозного кретинизма.

Микседематозный кретинизм является следствием тяжелого йододефицита у матери при вынашивании ребенка. Характерными признаками этого заболевания являются тяжелая олигофрения, замедление физического развития, короткие конечности и большая голова с широким уплощенным носом. Рост больных редко превышает один метр.

Ученые из Австралии утверждают, что у найденного скелета "хоббита" присутствуют все эти признаки. Кроме того, у него обнаружен еще ряд черт, свидетельствующих о микседематозном кретинизме, в том числе увеличенный размер турецкого седла - углубления в теле клиновидной кости черепа человека, напоминающего по форме седло.

Идею рассматривать "хоббитов" с точки зрения воздействия окружающей среды, а не с эволюционной точки зрения разделяют не все ученые. Антрополог Колин Грувз из Австралийского национального университета считает, что многие утверждения австралийцев не подтверждаются фактами, а часть и вовсе являются спекуляциями. С мнением Грувза согласен Питер Браун из Университета Новой Англии. Он утверждает, что турецкое седло найденного скелета не превышает среднего размера.

Оба оппонента австралийских исследователей уверены, что H. floresiensis - побочная ветвь эволюции человека - жил на Земле около 13 тысяч лет назад одновременно с Homo sapiens. "Хоббиты", объем мозга которых не превышал 400 кубических сантиметров, могли являться измельчавшими потомками человека прямоходящего - Homo erectus.

Чисто по-русски