Астрономы увидели зарождение джета в блазаре

Область вокруг черной дыры, в которой зарождается джет. Фото: Marscher et al., Wolfgang Steffen, Cosmovision, NRAO/AUI/NSF

Астрономам впервые удалось увидеть, как в окрестностях сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре галактики, зарождается джет – разрушительная струя частиц, движущаяся с околосветовой скоростью, сообщается в статье в журнале Nature.

Джеты возникают в аккреционном диске – быстро вращающемся вокруг черной дыры диске вещества, которое постепенно поглощается дырой. Они многократно наблюдались и тщательно изучаются, однако как именно джеты образуются, понятно не до конца.

Предполагается, что при движении вещества от края диска к его центру, линии перпендикулярного диску магнитного поля искривляются, образуя тугой "узел". Его иногда сравнивают с соплом, которое за счет разницы давлений может сгруппировать вещество в узкий пучок и выбросить его в пространство с огромной скоростью.

Теоретические модели предсказывали, что вещество в этой "ускоряющей" области с искривленными магнитными полями будет двигаться по спирали, а также излучение во всех диапазонах будет тем ярче, чем точнее его траектория направлена на Землю. Алан Маршер (Alan Marscher) из Бостонского университета и его коллеги также рассчитали, что должна наблюдаться вспышка, возникающая при столкновении вещества джета со стационарной ударной волной.

Для проверки этих теорий группа Маршера изучала джет, выброшенный в 2005 году черной дырой BL Ящерицы, удаленной от Земли на 950 миллионов световых лет. Этот источник излучения относится к классу блазаров – активных ядер галактик, выбрасывающих джет в направлении Земли (название класса образовано от обозначения BL и термина "квазар").

Маршер использовал для наблюдения за блазаром радиотелескопы (Very Long Baseline Array – Массив с очень длинной базой) Национальной радиоастрономической обсерватории США, а также телескопы восьми других обсерваторий, в том числе Крымской астрофизической. Радиотелескопы позволили точно определить положение сгустка вещества, выброшенного в виде джета, а прочие телескопы – измерить параметры его излучения.

Эти данные – точнейшие снимки блазара из имеющихся – показали, что процессы вокруг черной дыры происходят в соответствии с существующими моделями.

Алан Маршер, как сообщает The Great Beyond, блог журнала Nature, не только занимается астрономией, но также сочиняет и исполняет песни, в том числе о науке. Его песню "Сверхсветовой любовник" (Superluminal Lover), в которой активность блазаров уподобляется человеческой страсти, можно найти здесь.

Допрыгались