Озоновый слой мешает бороться с глобальным потеплением

Зависимость содержания озона от высоты и степень поглощения им ультрафиолетового излучения различных диапазонов. Изображение NASA.

Озоновый слой, защищающий Землю от ультрафиолетового излучения, может оказаться помехой в борьбе с глобальным потеплением, сообщает новостная служба журнала Science.

Одним из распространенных проектов, призванных снизить среднюю температуру на планете, является распыление в атмосфере сульфатных аэрозолей. Аэрозоль отражает часть падающих на Землю солнечных лучей, таким образом, планета остывает. Подобное снижение температуры наблюдается после очень мощных извержений вулканов (например, филиппинского вулкана Пинатубо в 1991 году), выбрасывающих в атмосферу сажу и диоксид серы.

Известно, однако, что после извержения Пинатубо наблюдалось сокращение озонового слоя. Симона Тайлмс (Simona Tilmes) из Национального центра атмосферных исследований США и ее коллеги изучили последствия извержения Пинатубо и построили модель, предсказывающую последствия распыления аэрозолей.

Попадание сульфатов в атмосферу запустит химические реакции, в результате которых высвободится хлор, разрушающий озон, утверждают исследователи в статье в Science. Озоновый слой над Арктикой уменьшится на 25-75 процентов. Значительного уменьшения озонового слоя над Антарктикой не произойдет, но зарастание уже существующей озоновой дыры над Антарктикой замедлится и займет на 30-70 лет дольше. Степень воздействия зависит от размера частиц аэрозоля: маленькие частицы вызовут более сильное уменьшение количества озона.

Другая группа ученых сообщает в журнале Geophysical Research Letters, что полное зарастание озоновой дыры над Антарктикой может привести к повышению температуры соответствующего участка стратосферы. К концу столетия температура может повыситься на девять градусов Цельсия.

«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
«Все хорошо, но раздели-то их зачем?»
Голые европейцы и другие достоинства современного театра