В развитие курортной недвижимости России в ближайшие пять лет может быть вложено до четырех миллиардов долларов. Об этом сообщили представители компании Blackwood на пресс-конференции, посвященной перспективам развития курортно-рекреационной недвижимости.
В настоящее время сегмент рекреационной недвижимости представлен преимущественно санаториями и пансионатами советских времен, где уровень услуг не соответствует уровню цен. Стоимость недельного отдыха, например, в Подмосковье оказывается выше чем на многих зарубежных курортах, даже с учетом стоимости перелета. Новых комплексов появляется очень мало, и они не могут удовлетворить постоянно растущий спрос. По оценкам компании Blackwood, сегодня спрос удовлетворен на 35-40 процентов в дорогом сегменте и на 20-25 процентов - в массовом.
Потенциал рынка недвижимости для отдыха и лечения велик, однако, по словам управляющего партнера компании Blackwood Константина Ковалева, этот сегмент инвесторы долго обходили стороной, так как курортные проекты существенно проигрывали по срокам окупаемости и доходности офисным, торговым и даже городским гостиничными объектам. В сегменте курортной недвижимость срок окупаемости – за пределами 10 лет, а доходность - не более 10 процентов годовых. С другой стороны, рекреационные проекты "морально устаревают" намного медленнее: такая недвижимость без серьезных изменений концепции может эксплуатироваться 20-25 лет, в то время как, для торгового центра через 5-7 лет может быть необходимым проведение реконцепции.
Рекреационные проекты будут реализовываться, прежде всего, в местах, где есть особые условия для санаторно-курортного лечения, оздоровления, реабилитации и отдыха: минеральные воды, лечебные грязи, целебный климат и так далее. В этом отношении в России перспективны: Черноморское побережье, Кавказские Минеральные Воды, Алтай, Байкал, Камчатка, Калининградская область. Это рекреационные зоны федерального значения. Но в каждом регионе существуют также свои локальные зоны, где может быть реализован рекреационный проект. Природный фактор выступает как ядро проекта, вслед за которым начинают развиваться другие сегменты недвижимости, инфраструктура. В результате создаются новые рабочие места, стимулируется развитие региона в целом.