Ученые сочли Марс слишком соленым для жизни

Карта распределения подземной воды на северном полюсе Марса. Изображение с сайта NASA

Американские исследователи подсчитали, что соленость воды на древнем Марсе была слишком высока для выживания микроорганизмов. По меньшей мере, марсианские условия непригодны для размножения бактерий, известных на Земле. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Science.

Бактерии обладают очень высокой способностью приспосабливаться к различным условиям среды. На Земле микроорганизмы были обнаружены практически во всех климатических условиях, начиная от арктических льдов и заканчивая глубинами океана. Однако некоторые параметры среды препятствуют их росту и размножению. В частности, бактерии не могут жить в очень соленых растворах. Ионы соли "притягивают" большое количество молекул воды, и бактериям не хватает ее для нормальной жизнедеятельности.

Геохимики из Гарвардского университета и Университета штата Нью-Йорк решили подсчитать, насколько соленой была вода на древнем Марсе. Они проанализировали соли, присутствующие на поверхности Полуденной равнины и кратера Гусева. Под поверхностью Полуденной равнины орбитальный аппарат "Оппортьюнити" обнаружил запасы воды, а о наличии много веков назад воды в кратере Гусева свидетельствуют данные марсохода "Спирит". Кроме того, ученые исследовали найденные на Земле метеориты марсианского происхождения.

По результатам проведенных анализов исследователи заключили, что марсианская вода была в среднем от десяти до ста раз более соленой, чем вода в океанах Земли. Более того, предыдущие исследования показали, что воды Марса характеризовались повышенной кислотностью, а среда в них была окислительной. Все вместе это делает марсианские водоемы совершенно не пригодными для выживания бактерий земного типа.

Однако не все исследователи разделяют пессимизм американских геохимиков. По мнению Джеффри Каргела, геохимика из Университета Аризоны в Тусоне, они сделали из своих результатов чересчур глобальные выводы. Возможно, исследованные образцы марсианского грунта были взяты из наиболее соленых частей планеты, и на Марсе встречаются участки, пригодные для жизни бактерий. Кеннет Нильсон, микробиолог из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, полагает, что марсианские микроорганизмы, эволюционировавшие в условиях повышенной солености воды, могли развить приспособительные механизмы, отсутствующие у бактерий на Земле.

Существует вероятность, что ответ на вопрос о наличии на Красной планете следов живых организмов будет дан в ближайшее время. Сейчас на северном полюсе Марса находится зонд "Феникс", который должен проанализировать состав льда и образцов грунта и определить, есть ли там органические молекулы.

Бегом в могилу
Мусульмане Мьянмы сотнями умирают от голода в грязи. О них все забыли
«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
«Все хорошо, но раздели-то их зачем?»
Голые европейцы и другие достоинства современного театра