Ученые научились собирать наноструктуры при помощи одного лазера

Шведские ученые из Технологического Университета Чалмерса обнаружили эффект возникновения наноструктур на золотой пленке при воздействии на нее лазерного импульса и научились им управлять, сообщает журнал Nature Photonics.

В настоящее время одним из основных препятствий повсеместного внедрения нанотехнологий является отсутствие эффективных инструментов сборки нанообьектов. Сейчас подобные устройства собираются практически "вручную". Шведским ученым удалось приблизиться к решению этой проблемы.

В основу их метода положен эффект плазмонного резонанса. В квантовой физике плазмоном называют квазичастицу, чье существование определяется дефектом в равномерном распределении электронов по поверхности металла. Если металл имеет толщину в несколько нанометров, то можно считать, что это пленка, состоящая из плазмонов. В результате воздействия короткого импульса лазерного луча отдельные квазичастицы начинают колебаться, что приводит к возникновению последовательности горячих и холодных зон на металлической пленке, в результате чего атомы металла и группируются в наноструктуры.

Для своего опыта исследователи использовали тонкие пленки из золота и серебра. Контролируя интенсивность и продолжительность импульса, им удалось научиться управлять строением возникающих наноструктур. При помощи этого опыта ученые продемонстрировали, что наносборка возможна с использованием достаточно простых средств.