Ученые отодвинули дату зарождения жизни на 750 миллионов лет

Международная команда ученых, изучавшая залежи циркона в массиве Джек Хиллс (Jack Hills) в Австралии, пришла к выводу, что жизнь могла зародиться на Земле на 750 миллионов лет раньше, чем принято считать. Работа исследователей опубликована в журнале Nature.

В Джек Хиллс были обнаружены самые древние из известных залежей углерода. Команда ученых под руководством Симона Вилде (Simon A. Wilde) из Технологического университета Кертина исследовала соотношение изотопов углерода 12C и 13C в крошечных углеродных и алмазных гранулах, находящихся внутри кристаллов циркона. Такие гранулы, также известные как включения, защищенные циркониевой "оболочкой", остаются неизменными с течением времени. По словам ученых, исследование включений показало, что они образовались независимо, а не сформировались внутри кристалла циркона, и поэтому могут считаться "маркерами" древней эволюции.

Всего ученые проанализировали 22 включения, обнаруженных в 18 кристаллах циркона. Их возраст варьировал от 3,05 до 4,25 миллиарда лет. В части исследованных включений содержание тяжелого изотопа 13C оказалось почти в два раза ниже среднего значения, выведенного по результатам анализа других древних образцов углерода. К появлению большого количества легких изотопов углерода могут приводить некоторые процессы, происходящие в живых клетках, например, фотосинтез.

Тем не менее, ученые не исключают, что появление изотопа 12C в гранулах может объясняться другими процессами. Так, легкий изотоп мог образоваться при некоторых реакциях оксидов углерода, метана, водорода и воды. Все эти вещества присутствовали в атмосфере ранней Земли. Чтобы подтвердить, как именно образовался изотоп углерода 12C во включениях из Джек Хиллс, необходимо провести дополнительное исследование.

Интересно, что анализ кристаллов циркона из Джек Хиллс "отодвинул" не только время зарождения жизни (хотя, повторимся, этот факт требует подтверждения), но и возраст континентов.

Наиболее распространенная теория предполагает, что жизнь образовалась на Земле около 3,5 миллиардов лет назад. В этот период наша планета подвергалась интенсивной метеоритной бомбардировке. Некоторые исследователи считают, что органические молекулы, ставшие стартовым материалом для формирования живых организмов, могли быть занесены на Землю на одном из метеоритов. Доказательством этой точки зрения может стать опубликованная в прошлом месяце работа, авторы которой доложили о том, что найденные на метеорите Мурчисон органические молекулы имеют внеземное происхождение.

Опасная добыча