Астрономы подтвердили существование "темной энергии"

Расположение суперкластеров (показаны красным) и суперпустот (показаны синим) на карте реликтового излучения. Фото B. Granett/M. Neyrinck/I. Szapudi

Группа американских астрономов из Гавайского университета в Гонолулу представила доказательства существования загадочной "темной энергии", составляющей более 70 процентов всей энергии-массы Вселенной. Работа опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters. Препринт статьи доступен здесь.

В основе исследования лежит эффект Сакса-Вольфа, описывающий гравитационное взаимодействие крупномасштабных космических структур, "темной энергии" и реликтового излучения (космического излучения, оставшегося после Большого взрыва). Под крупномасштабными структурами понимаются так называемые суперкластеры – скопления галактик диаметром в миллиарды световых лет и суперпустоты – относительно пустые регионы космического пространства этих же размеров. Эффект Сакса-Вольфа проявляется в том, что температура реликтового излучения из-за "темной энергии" повышается в районе массивных скоплений и понижается в районах суперпустот.

Взяв данные о 50 суперкластерах и 50 суперпустотах, собранные в рамках Слоановской программы цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey), ученые высчитывали предполагаемое изменение в температуре реликтового излучения. Полученные результаты сравнивались с подробной температурной картой этого излучения, созданной в 2003 году. В результате фактические колебания показали хорошее согласование с предсказанными эффектом Сакса-Вольфа.

Впервые термин "темная энергия" был введен в работах астрономов в девяностых годах прошлого века для объяснения ускорения расширения Вселенной. Эта энергия создает отрицательное давление, что не дает космическим объектам замедляться спустя 13,7 миллиардов лет после Большого Взрыва. Она обладает очень малой плотностью, поэтому недоступна для наблюдения прямыми методами. В настоящее время существуют данные как доказывающие ее существование, так и опровергающие его.

00:02 19 апреля 2017