Группа "Онэксим" миллиардера Михаила Прохорова, которая днем ранее опубликовала сообщение о том, что завершает консолидацию 16,6 процента акций "Норильского никеля", чтобы продать их Владимиру Потанину, может на самом деле не владеть этими ценными бумагами. Такую версию высказал ряд собеседников газеты "Коммерсант".
По мнению источников издания, Прохоров, у которого еще месяц назад совсем не было акций "Норильского никеля", не смог бы скупить 16,6 процента ценных бумаг за столь короткий срок. Вместо этого "Онэксим" мог договориться с миноритарными акционерами о том, что в случае необходимости он может выкупить их доли.
Напомним, что 5 августа сообщение от группы "Онэксим" о том, что в компанию поступило предложение от Владимира Потанина приобрести 16,6 процента "Норильского никеля" за 10 миллиардов долларов, вызвало сильное беспокойство на рынке. Инвесторы не могли понять ни откуда у Прохорова оказалась столь большая доля "Норникеля", ни откуда взялась такая сумма сделки.
Газета "Ведомости" отмечает, что "Онэксим" опубликовал старую оферту от апреля 2008 года, когда у Прохорова еще был блокпакет "Норникеля" и он не продал его "Русалу" Олега Дерипаски. Казалось бы, что после этой сделки публиковать данные оферты, которая должна быть исполнена до 15 ноября 2008 года, не имеет смысла, однако "Ведомости" считают, что таким образом Прохоров может оказать влияние на Потанина, ведь в случае невыполнения условий договора он может подать в суд на своего бывшего партнера. "Коммерсант" добавляет, что оферта составлена по британскому праву.
Датировка предложения Потанина апрелем объясняет и указанную в ней цену за акции "Норильского никеля". Тогда они торговались вблизи исторического максимума, поэтому цена в 10 миллиардов долларов за 16,6 процента не казалась высокой. С тех пор ценные бумаги "Норникеля" сильно подешевели.
Михаил Прохоров и Владимир Потанин затеяли раздел активов еще в начале 2007 года. Сначала он шел успешно, однако затем бизнесмены не смогли договориться о стоимости ряда активов, в частности, "Норильского никеля", контрольный пакет которого должен был достаться Владимиру Потанину. В 2008 году в борьбу за актив вступил и "Русал", сумевший выкупить долю Михаила Прохорова.