Королевский институт международных отношений Великобритании, более известный как Чатем-Хаус, в четверг, 2 октября, опубликовал доклад, посвященный пиратству в Аденском заливе у берегов Сомали.
Британцы подсчитали, что только с начала 2008 года общий размер выкупов, выплаченных судовладельцами пиратам Сомали, составил около 30 миллионов долларов США. В докладе констатируется, что пиратство в Аденском заливе представляет серьезную угрозу международному торговому сообщению.
С начала года сомалийские пираты захватили более 30 торговых судов, а береговая линия Сомали протяженностью 3300 километров стала для моряков самой опасной в мире. Более того, утверждается в докладе Чатем-Хауса, из-за пиратов морское сообщение между Европой и Азией может прерваться.
Доход пиратов от каждого захваченного судна составляет, в среднем, от 500 тысяч долларов США до двух миллионов. Прибыли бизнесменов, наоборот, снижаются. Например, для того, чтобы избежать столкновений с пиратами на основных торговых путях, грузоперевозчикам приходится использовать около 20 тысяч судов для работы на "обходных" путях, где пиратов нет. Стоимость страховки морских грузов с начала года выросла в десять раз. Все это, в конечном счете, резко увеличивает стоимость товаров и делает бизнес нерентабельным.
Чатем-Хаус также отмечает, что нападения пиратов с каждым годом становятся все более дерзкими. В качестве примера в докладе приводится последнее нападение на украинское судно "Фаина", за освобождение которого пираты потребовали 20 миллионов долларов США. Отмечается, что пираты тратят немалую часть на модернизацию своих вооружений, например, во время атак они используют спутниковую систему навигации GPS, а также новейшие переносные системы противовоздушной обороны (MANPADS), а не только гранатометы.
Несмотря на то, что США, Франция, Германия и Россия уже предприняли ряд мер против пиратов, в частности, направили в Аденский залив свои военные корабли, специалисты Чатем-Хауса полагают что этих мер будет недостаточно. С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.