Астрономы нашли необычную тусклую сверхновую

Сверхновая SN 2008ha. Фото обсерватории Calar Alto

Международная группа астрономов обнаружила тусклую сверхновую с нехарактерным для таких объектов спектром. Статья исследователей появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение доступно на сайте обсерватории Calar Alto.

В рамках работы астрономы изучали взрыв сверхновой SN 2008ha, который был зарегистрирован 7 ноября 2008 года телескопами обсерватории Calar Alto. Анализ собранных данных показал, что мощность взрыва была достаточно небольшой - в 100 раз меньше типичного значения. Считается, что подобные сверхновые являются результатом гравитационного коллапса ядра звезды, масса которой около 8 солнечных.

В результате коллапса формируется нейтронная звезда или черная дыра, а внешние слои светила выбрасываются в космическое пространство. При этом в излучении взрыва регистрируется водород, который в некотором количестве присутствует в верхних слоях светила. Изучение спектра SN 2008ha показало, что линии водорода в нем отсутствуют.

По словам астрономов, существует несколько возможных объяснений необычной сверхновой. Согласно первому сценарию, взрыв стал результатом коллапса ядра небольшой звезды в двойной системе, внешние слои которой, содержащие водород, были "украдены" гравитацией компаньона. Согласно второму варианту, SN 2008ha является гибелью массивной звезды, которая разметала внешние слои собственным солнечным ветром еще до взрыва. Подтвердить одну из этих гипотез должны дальнейшие наблюдения.

По словам исследователей, подобные "безводородные" сверхновые могут служить источником продолжительных гамма-всплесков. Эти события являются одними из самых загадочных в современной космологии: в настоящее время астрономы не могут полностью объяснить природу данных объектов.

Совсем недавно астрономам удалось обнаружить сверхновую SCP 06F6 с необычным спектром (в нем был углерод), которая выделила рентгеновского излучения почти в 100 раз больше, чем обычные сверхновые. Ученые предполагают, что взрыв стал результатом гибели углеродной звезды под воздействием колоссальной гравитации дыры, которая либо "пролетала" мимо, либо находилась в центре маленькой неправильной галактики, в которой, вероятно, находилась звезда.

«В отношениях с Китаем и Россией Трамп готов рискнуть»