Ученые нашли первую экзопланету вне Млечного Пути

Звезда, поглощающая планету, глазами художника. Иллюстрация NASA

Международной группе исследователей, куда входят и ученые из России, удалось, вероятно, обнаружить первую экзопланету, расположенную вне Млечного Пути на расстоянии 2,5 миллионов световых лет от Земли. Статья исследователей появится в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

В настоящее время известно более 300 экзопланет. При этом все они располагаются относительно недалеко по космическим меркам - в нашей Галактике. В рамках работы исследователи изучали возможность применения одного из методов поиска экзопланет - метода микролинзирования для поиска более удаленных планет.

Метод микролинзирования основан на том факте, что, согласно теории относительности, массивные объекты способны отклонять движение светового луча. Таким образом, например, крупная звезда, проходящая между наблюдателем на Земле и далеким источником света, способна влиять на видимый блеск источника. Более того, если у звезды присутствует планета, то кривая зависимости блеска от времени имеет некоторые особенности.

Данные особенности, указывающие на наличие планеты, исследователям удалось обнаружить у кривой блеска события PA-99-N2, которое было зарегистрировано в 2004 году. Изначально явление было интерпретировано как результат "работы" двойной звездной системы. Новые расчеты показывают, что в данном случае линзу создавала звезда, вокруг которой вращается планета-гигант с массой около 6 юпитерианских.

Отметим, что недавно исследователям впервые удалось обнаружить планету вокруг звезды при помощи астрометрического метода. Этот метод основан на длительном наблюдении траектории движения звезды. Дело в том, что движение планеты оказывает влияние на траекторию звезды, заставляя последнюю колебаться.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте