Телескоп "Ферми" обнаружил популяцию тусклых пульсаров

Двойная система пульсаров J0737-3039. Изображение University of Manchester

Орбитальный телескоп "Ферми" обнаружил в космосе популяцию пульсаров, которые не видны наземным обсерваториям. Об этом сообщается в пресс-релизе NASA, а сразу две статьи с подробным изложением результатов появились в журнале Science.

Традиционно астрономы обнаруживают пульсары (быстро вращающиеся нейтронные звезды) по радиоизлучению. Однако на этот диапазон электромагнитных волн приходятся тысячные доли процента от суммарных энергетических выбросов данных объектов. "Ферми", однако, ищет пульсары по их гамма-излучению, на которое приходится около 10 процентов всей энергии объекта. Это делает орбитальный телескоп замечательным инструментом для поиска пульсаров.

В рамках первого исследования в общей сложности астрономы проанализировали данные наблюдений за четыре месяца. В результате ученым удалось обнаружить настолько тусклые пульсары, что камера "Ферми" улавливала всего один гамма-фотон от этих объектов в день.

В другой работе ученых интересовали "омолодившиеся" пульсары. Известно, что со временем вращение пульсаров замедляется. Однако, если подобные объекты входят в двойные системы, то в результате гравитационного взаимодействия они могут "красть" материю у своих соседей. Это приводит к раскручиванию пульсаров, и объекты представляются более "молодыми", чем они есть на самом деле.

Пульсары могут разгоняться до огромных скоростей, превращаясь в миллисекундные пульсары, то есть нейтронные звезды, которые вращаются вокруг собственной оси несколько сотен раз в секунду. По словам исследователей, новые данные подтверждают, что миллисекундные пульсары образуются из нормальных именно таким образом.

Совсем недавно астрономам удалось увидеть процесс "раскрутки" нейтронной звезды в действии. В рамках исследования астрофизики изучали пульсар J1023, который располагается на расстоянии примерно 4000 световых лет от Земли. Наблюдения этого объекта велись с 2000 года.

Нейтронные звезды представляют собой результат гравитационного коллапса ядра звезды относительно небольшой массы. Плотность получившегося объекта сравнима с плотностью атомных ядер.

Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы