Гигантский телескоп подтвердил общую теорию относительности

Искривление путей световых лучей под воздействием гравитации. Изображение с сайта www-xray.ast.cam.ac.uk

Астрономы, работающие на телескопе VLBA, провели чрезвычайно точные измерения гравитационного отклонения излучения. Полученный ими результат хорошо согласуется с теоретическим, предсказанным в рамках общей теории относительности (ОТО) Эйнштейна. Статья авторов опубликована в журнале The Astrophysical Journal. Краткое описание работы приведено в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории США.

В рамках ОТО предполагается, что вблизи массивных объектов пространство-время искривляются. Этот эффект проявляется в изменении путей лучей света рядом с таким объектом. Первое экспериментальное подтверждение этого предсказания было получено в 1919 году, однако точности сделанных тогда наблюдений было недостаточно для однозначного признания правоты Эйнштейна.

Степень искривления пространства вблизи массивных объектов и отклонения световых лучей в ОТО определяет параметр, обозначаемый греческой буквой "гамма". Если теория Эйнштейна верна, то гамма должна быть в точности равна единице.

Группа телескопов VLBA, рассредоточенная от Гавайских до Виргинских островов позволила астрономам провести чрезвычайно точные измерения. Ученые наблюдали свет, идущий от четырех удаленных квазаров - галактик с активными ядрами. Видимое положение квазаров должно отличаться от действительного, так как гравитация Солнца изменяет пути радиоизлучения квазаров. Исследователи получили значение параметра гамма, равное 0,9998 плюс-минус 0,0003.

Авторы считают, что для дальнейшего уточнения значения гаммы необходимо провести измерения этого параметра другими методами.

Недавно группе американских исследователей удалось внести уточнения в другую работу Эйнштейна. Физики поправили выведенные им законы диффузии жидкостей.

Парное выступление