Гигантский телескоп подтвердил общую теорию относительности

Искривление путей световых лучей под воздействием гравитации. Изображение с сайта www-xray.ast.cam.ac.uk

Астрономы, работающие на телескопе VLBA, провели чрезвычайно точные измерения гравитационного отклонения излучения. Полученный ими результат хорошо согласуется с теоретическим, предсказанным в рамках общей теории относительности (ОТО) Эйнштейна. Статья авторов опубликована в журнале The Astrophysical Journal. Краткое описание работы приведено в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории США.

В рамках ОТО предполагается, что вблизи массивных объектов пространство-время искривляются. Этот эффект проявляется в изменении путей лучей света рядом с таким объектом. Первое экспериментальное подтверждение этого предсказания было получено в 1919 году, однако точности сделанных тогда наблюдений было недостаточно для однозначного признания правоты Эйнштейна.

Степень искривления пространства вблизи массивных объектов и отклонения световых лучей в ОТО определяет параметр, обозначаемый греческой буквой "гамма". Если теория Эйнштейна верна, то гамма должна быть в точности равна единице.

Группа телескопов VLBA, рассредоточенная от Гавайских до Виргинских островов позволила астрономам провести чрезвычайно точные измерения. Ученые наблюдали свет, идущий от четырех удаленных квазаров - галактик с активными ядрами. Видимое положение квазаров должно отличаться от действительного, так как гравитация Солнца изменяет пути радиоизлучения квазаров. Исследователи получили значение параметра гамма, равное 0,9998 плюс-минус 0,0003.

Авторы считают, что для дальнейшего уточнения значения гаммы необходимо провести измерения этого параметра другими методами.

Недавно группе американских исследователей удалось внести уточнения в другую работу Эйнштейна. Физики поправили выведенные им законы диффузии жидкостей.

A Coptic Orthodox priest uses his iPhone before conducting a prayer for the relatives of the victims who died after Saturday's bomb attack, in a house in Alexandria January 3, 2011. The bomb killed 21 people outside a Coptic Orthodox Christian church early on New Year's Day and a security source said seven people have been held for questioning. REUTERS/Asmaa Waguih (EGYPT - Tags: RELIGION CIVIL UNREST IMAGES OF THE DAYТелефон Иисуса
Какими правдами и неправдами Apple заставила людей покупать iPhone
Лунный корабль Л3 (в головной части) на пути к спутнику Земли (в представлении художника)Дорого и сердито
Украина распродает Китаю советские лунные технологии
На поверхности Венеры (в представлении художника)Русская планета
Объяснены аномальные результаты советской миссии к Венере
Рыбку жалко
Раскрыта причина вымирания гигантских морских чудовищ
«Украина — священная земля»
Певица Луна о музыкальной революции в Киеве и нежелании жить как Эми Уайнхаус
Труба и архангелы
Ради чего стоит поехать на фестиваль «Усадьба Jazz»
Вим Вендерс«Я по нотам не читаю»
Вим Вендерс о том, зачем в 71 год поставил свою первую оперу
Одинокая ведьма желает познакомиться
ММКФ-2017: женские чары и мужские неврозы в американском независимом кино
Летнего позитива пост
Самые популярные снимки Instagram за июнь
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
Девушка с веслом