"Хаббл" поможет искать квантовую пену

Размытость излучения квазаров. Иллюстрация авторов исследования

Физики установили, что орбитальный телескоп "Хаббл" может помочь в поиске так называемой квантовой пены - микроструктуры пространства-времени, наличие которой обусловлено квантовой природой самого пространства. Статья ученых подана в журнал The Astrophysical Journal, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Согласно одной из физических теорий, созданной в 60-х годах прошлого века, время и пространство подвергаются квантованию, то есть существуют мельчайшие неделимые частицы пространства-времени (как, например, существуют мельчайшие неделимые электрические заряды - электроны). Считается, что квантовая пена должна обнаруживать себя на больших (космологических) расстояниях.

В рамках новой работы ученые искали следы пены на снимках удаленных квазаров - активных галактических ядер, сделанных "Хабблом". По словам исследователей, им удалось обнаружить размытость, которая хорошо согласуется с теоретическими предсказаниями для пены.

Ученые подчеркивают, что их результаты не могут расцениваться как доказательство квантовой природы пространства-времени. Это связано с тем фактом, что теория делает предсказание для точечных источников, а квазары, несмотря на колоссальную удаленность от Земли, к таким источникам не могут быть отнесены. Чтобы прояснить картину, то есть выяснить, действительно ли наблюдаемый эффект является следствием пены, а не проявлением внутренней структуры квазаров, потребуются дальнейшие наблюдения.