Биологи доказали подлинность гибрида животного и растения

Моллюск Elysia chlorotica. Фото с сайта illinois.edu

Группа биологов утверждает, что им удалось обнаружить у моллюска зеленоухой элизии растительные гены. Эти существа иногда называют гибридами животных и растений, однако до сих пор считалось, что генетический аппарат элизий полностью животный. Новая работа опубликована в журнале Symbiosis. Основная суть исследования изложена на портале Science News.

Зеленоухие элизии Elysia chlorotica представляют собой небольшие, похожие на листья деревьев существа и обитают в мелких соленых водоемах вдоль восточного побережья США. На ранних этапах жизни E. chlorotica добывают из водоросли вошерии хлоропласты - органеллы, необходимые для осуществления фотосинтеза (процесс получения органических веществ из углекислого газа и воды под воздействием света). После того, как количество хлоропластов в теле элизии станет достаточным для обеспечения ее потребностей в энергии, моллюск полностью переходит на растительный тип питания.

Захваченные элизией хлоропласты функционируют внутри ее тела в течение нескольких месяцев. До сих пор биологи не могли объяснить, как моллюскам удается поддерживать их в рабочем состоянии. У растений хлоропласты находятся под контролем их генома, однако элизии в течение жизни не подпитываются водорослями.

В последние несколько лет появились работы, авторы которых утверждали, что смогли найти у моллюсков гены водорослей, необходимые для стабилизации хлоропластов. Эти гены кодировали белки, отвечающие за синтез хлорофилла - особого пигмента, который является ключевым компонентом хлоропластов. В новом исследовании ученые решили проверить, могут ли моллюски синтезировать хлорофилл de novo, используя "инструкции" собственных генов. Элизиям, которые не поглощали водоросли в течение как минимум пяти месяцев, дали аминокислоты, помеченные при помощи радиоактивных изотопов. Если моллюск создает молекулы хлорофилла заново, то по крайней мере часть молекул пигмента будет также содержать радиоактивную метку (так как меченые аминокислоты являются единственным ресурсом для синтеза).

По утверждениям авторов, молекулы хлорофилла в изученных ими моллюсках содержали радиоактивные изотопы. Таким образом, как подчеркивают ученые, E. chlorotica содержит в своем геноме растительные гены. Однако с подобным выводом согласны не все коллеги исследователей. Критики работы утверждают, что метод проведения опыта не исключает возможности загрязнения клетками водорослей. Это означает, что синтез новых молекул хлорофилла контролировался ими, а не самими моллюсками.

Путешествие в Аль-Бирмингем