Палеонтологи выяснили цвет перьев динозавров

Перо одного из ящеров (а) и меланосомы под электронным микроскопом (b, c). Фото авторов исследования

Палеонтологи из Великобритании и Китая выяснили, какого цвета были перья у нескольких видов динозавров, обитавших в меловом периоде. До сих пор исследователям не удавалось этого сделать. Работа ученых опубликована в журнале Nature. Ее краткое изложение приведено в пресс-релизе университета Бристоля.

До недавнего времени вопрос о том, что появилось раньше - перья или крылья, - был предметом дискуссий палеонтологов. Но в последние годы исследователи обнаружили несколько останков древних ящеров, у которых сохранились примитивные перья. У их хозяев еще не было крыльев, кроме того, несовершенные предшественники перьев не могли бы поддерживать полет.

Выяснить окрас древних перьев ученые не могли. Авторы новой работы исследовали останки оперенных динозавров, обнаруженных в Китае. Динозавры из рода Sinosauropteryx обзавелись похожими на перья структурами одними из первых. Ящеры, принадлежащие к роду Sinornithosaurus, уже имели весьма развитое оперение. Представители рода Confuciusornis считаются одними из первых птиц.

Цвет перьям, а также волосам и коже, придают меланосомы - клеточные органеллы, в которых содержатся гранулы пигмента. В зависимости от цвета пигмента различают несколько типов меланосом. Палеонтологам удалось обнаружить меланосомы в окаменевших останках перьев. Они сохранились благодаря тому, что находились в более твердых частях пера. Ученые выделили два различных типа этих органелл - эумеланосомы, отвечающие за черный окрас перьев, и феомеланосомы, придающие перьям коричневато-красный оттенок.

Анализируя распределение меланосом в останках, ученые установили, что хвосты ящеров из рода Sinosauropteryx были украшены оранжево-белыми полосами, а цвет перьев Sinornithosaurus варьировал от черного до рыжего. Перья Confuciusornis были неоднородными - в них были как черные, так и коричневые участки.

Как полагают авторы работы, новые данные свидетельствуют, что изначально перья служили динозаврам украшением. Красивые перья могли, например, служить самцам "подспорьем" в борьбе за самок. На этот факт, в частности, указывают полосы на хвосте Sinosauropteryx - такая сложная окраска вряд ли появилась просто так. Вероятнее всего, у нее была вполне определенная функция.

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Ангела Меркель и Дональд ТрампМайн либер фройнд
США и ФРГ остаются близкими партнерами, несмотря на неприязнь между их лидерами
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Мещанская прокрастинация