Палеонтологи выяснили цвет перьев динозавров

Перо одного из ящеров (а) и меланосомы под электронным микроскопом (b, c). Фото авторов исследования

Палеонтологи из Великобритании и Китая выяснили, какого цвета были перья у нескольких видов динозавров, обитавших в меловом периоде. До сих пор исследователям не удавалось этого сделать. Работа ученых опубликована в журнале Nature. Ее краткое изложение приведено в пресс-релизе университета Бристоля.

До недавнего времени вопрос о том, что появилось раньше - перья или крылья, - был предметом дискуссий палеонтологов. Но в последние годы исследователи обнаружили несколько останков древних ящеров, у которых сохранились примитивные перья. У их хозяев еще не было крыльев, кроме того, несовершенные предшественники перьев не могли бы поддерживать полет.

Выяснить окрас древних перьев ученые не могли. Авторы новой работы исследовали останки оперенных динозавров, обнаруженных в Китае. Динозавры из рода Sinosauropteryx обзавелись похожими на перья структурами одними из первых. Ящеры, принадлежащие к роду Sinornithosaurus, уже имели весьма развитое оперение. Представители рода Confuciusornis считаются одними из первых птиц.

Цвет перьям, а также волосам и коже, придают меланосомы - клеточные органеллы, в которых содержатся гранулы пигмента. В зависимости от цвета пигмента различают несколько типов меланосом. Палеонтологам удалось обнаружить меланосомы в окаменевших останках перьев. Они сохранились благодаря тому, что находились в более твердых частях пера. Ученые выделили два различных типа этих органелл - эумеланосомы, отвечающие за черный окрас перьев, и феомеланосомы, придающие перьям коричневато-красный оттенок.

Анализируя распределение меланосом в останках, ученые установили, что хвосты ящеров из рода Sinosauropteryx были украшены оранжево-белыми полосами, а цвет перьев Sinornithosaurus варьировал от черного до рыжего. Перья Confuciusornis были неоднородными - в них были как черные, так и коричневые участки.

Как полагают авторы работы, новые данные свидетельствуют, что изначально перья служили динозаврам украшением. Красивые перья могли, например, служить самцам "подспорьем" в борьбе за самок. На этот факт, в частности, указывают полосы на хвосте Sinosauropteryx - такая сложная окраска вряд ли появилась просто так. Вероятнее всего, у нее была вполне определенная функция.

Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
«Мне довелось убивать русских»
Жажда крови, шепот смерти и грязная работа головорезов в Сирии
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Тайное оружие наркобаронов
У них есть танки, суперкомпьютеры и беспилотники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали