Биологи расшифровали геном тли

Биологи расшифровали геном гороховой тли Acyrthosiphon pisum. Тля относится к группе насекомых с неполным превращением, и до сих пор у ученых не было геномной последовательности подобных организмов. Статьи, в которых приводятся последовательность ДНК тли и ее анализ, появились в журналах PLoS ONE и Insect Molecular Biology. Коротко работа описана в пресс-релизе издательства Wiley-Blackwell, которое выпускает журнал Insect Molecular Biology.

В жизненном цикле насекомых с неполным превращением отсутствует стадия куколки. После появления из яйца такие насекомые превращаются в личинок, а потом сразу во взрослую форму (имаго). Неполное превращение - более древняя разновидность жизненного цикла, поэтому изучение генома тли позволит ученым уточнить многие детали эволюции насекомых.

Анализ ДНК A. pisum позволил ученым узнать некоторые особенности жизни насекомого. Выяснилось, что у гороховой тли отсутствуют отдельные гены, необходимые для синтеза аминокислот. Исследователи установили, что продукты этих генов A. pisum "заимствуют" у симбиотических бактерий, которые обитают в кишечнике тлей. Кроме того, у гороховых тлей нет множества генов, необходимых для защиты от тех или иных патогенов (например, вирусов и грибков). Ученые заключили, что в ходе естественного отбора тли приспособились к чрезвычайно быстрому и раннему размножению, поэтому неразвитая иммунная система не влияет на выживаемость тлей как вида.

Помимо чисто научной ценности анализ ДНК гороховой тли поможет разработать новые средства борьбы с этим насекомым, которое является одним из самых опасных сельскохозяйственных вредителей.

Совсем недавно вышла еще одна работа, проясняющая различные аспекты существования тлей. Группа исследователей построила математическую модель развития альтруистической и эгоистичной стратегий поведения в колониях тлей и на основе этих моделей описала "будни" сообществ этих насекомых.