Ученые впервые обнаружили моногамных амфибий. До сих пор считалось, что такое поведение несвойственно представителям этой группы позвоночных. Статья исследователей опубликована в журнале The American Naturalist. Коротко о работе пишет портал ScienceNOW.
Исследователи наблюдали за двумя родственными видами ядовитых южноамериканских лягушек - Ranitomeya imitator и Ranitomeya variabilis. До определенного момента их поведение было сходным: лягушки образовывали пары, самка откладывала икринки на большие листья растений, самец оплодотворял икру и после того, как появлялись головастики, переносил их на спине в близлежащий пруд.
Однако дальнейшие этапы выращивания потомства у двух видов кардинально отличались. После того, как головастики попадали в пруд, самка R. variabilis исчезала, а самец оставался рядом с потомством и охранял территорию до тех пор, пока головастики не становились относительно самостоятельными. Самка R. imitator также уходила, однако в течение месяца с частотой приблизительно раз в неделю самец звал ее, чтобы она вернулась покормить головастиков. Источником пищи служили откладываемые самкой не оплодотворенные икринки.
Причины моногамии R. imitator до конца не ясны, но специалисты полагают, что супружеская верность у лягушек связана с доступностью ресурсов. В отличие от R. variabilis, которые переносят потомство в крупные и богатые пищей водоемы, головастики R. imitator растут в крошечных лужицах, где практически нет питательных ресурсов. Чтобы проверить эту гипотезу, авторы работы проанализировали имеющиеся данные о 404 видах амфибий. Оказалось, что чем меньше размер водоема, где развивается потомство, тем с большей вероятностью родители проявляют заботу о потомстве.
Если текущая работа опровергает убеждение, что амфибиям чужда моногамия и совместная забота о потомстве, то исследование, которое появилось в середине прошлого года, опровергает другой популярный "родительский" миф. Ученые, наблюдавшие за пингвинами Адели, показали, что они отнюдь не являются столь заботливыми родителями, как об этом принято думать.