В галактической стене нашли потерянную материю

Астрономы обнаружили в космосе "потерянную" материю. Она нашлась в так называемой тепло-горячей межгалактической среде (Warm-Hot Intergalactic Medium - WHIM). Статья с результатами работы появилась в журнале The Astrophysical Journal. Кратко исследование описано в пресс-релизе на сайте орбитальной обсерватории Chandra.

Потерянное вещество, поискам которого посвящена статья, в отличие, например, от темной материи представляет собой "обычную" материю, состоящую из барионов - элементарных частиц, к которым, в частности, принадлежат протоны и нейтроны. Потерянной эту материю называют потому, что, согласно расчетам ученых, в наблюдаемой Вселенной должно присутствовать больше барионов, чем видят астрономы.

Некоторые специалисты предполагают, что недостающее вещество может скрываться в тепло-горячей межгалактической среде - разреженном газе, оставшемся в космическом пространстве после образования галактик и позже обогащенном материей, "выдуваемой" из звездных скоплений. Напрямую оценить, какое количество вещества содержится в WHIM, невозможно, так как этот газ чрезвычайно разрежен. В среднем на один кубический метр WHIM приходится шесть барионов, в то время как в "стандартном" межгалактическом газе плотность вещества составляет несколько миллионов барионов на кубический метр.

Авторы новой работы решили изучать свойства WHIM опосредованно - при помощи двух телескопов Chandra и XMM-Newton они оценивали излучение, которое испускает материя, падающая на сверхмассивную черную дыру, которая расположена на расстоянии 400 миллионов световых лет от потенициального огромного источника WHIM. Этот источник, известный как Стена Скульптора (Sculptor Wall), представляет собой гигантскую "ленту", состоящую из газа и расположенных в нем галактик. Исследователи предположили, что потерянная материя в Стене Скульптора должна поглощать часть излучения, испускаемого черной дырой. Проведенные измерения подтвердили эту гипотезу. Так как ученые точно знают расстояние до Стены, они смогли весьма точно оценить, какое именно количество излучения "съедает" WHIM.

Так как новые данные получены для объекта, характеристики которого известны, а кроме того, для их сбора использовались сразу два телескопа, по надежности они превосходят все свидетельства в пользу существования WHIM, полученные до сих пор.

«Помню шок, когда съел борщ»