Еврокомиссия намерена подать иски к властям Германии, Франции, Австрии и Финляндии из-за платежей, уплачиваемых авиакомпаниями этих стран за перелеты над территорией России. Об этом сообщает Financial Times Deutschlan со ссылкой на еврокомиссара по вопросам транспорта Сийм Каллас.
По мнению Еврокомиссии, если какая-либо из стран ЕС заключает с Россией договор, то это соглашение должно автоматически распространяться и на авиакомпании всех остальных стран Евросоюза. В результате Еврокомиссия намерена добиться признания незаконными существующих соглашений об авиасообщении между отдельными странами и Россией.
Транссибирский маршрут является кратчайшим и наиболее выгодным путем в Азию для европейских авиакомпаний. Однако для получения доступа к нему иностранным перевозчикам приходится заключать соответствующие соглашения с "Аэрофлотом" (уполномочен государством) и платить ему роялти (сборы за пролет над российской территорией). В Евросоюзе неоднократно выступали против этой практики, называя ее непрозрачной и нарушающей принципы конкуренции.
Ежегодно компенсационные выплаты в адрес России осуществляют около 20 иностранных авиакомпаний, по данным Еврокомиссии, в 2008 году их объем составил 420 миллионов долларов.
Россия обещала отменить взимание роялти с 2013 года, когда с ЕС был подписан предварительный протокол о присоединении России к ВТО. Однако Москва до сих пор так и не представила графика отмены этих выплат, увязывая этот вопрос с вступлением России в ВТО, напоминает "Интерфакс".
Финансовые показатели "Аэрофлота" сейчас сильно зависят от роялти. В середине прошлого года гендиректор перевозчика Виталий Савельев отмечал, что без роялти "Аэрофлот" уже шесть лет является убыточной компанией.
Российский авиационный рынок считается одним из самых закрытых в Европе. В частности, иностранным компаниям разрешено совершать рейсы только между Россией и той страной, в которой зарегистрирован перевозчик. В свою очередь, российские компании летают в Европу также по межправительственным соглашениям.