Новый вид людей оказался одним из предков меланезийцев

Зуб человека из Денисовой пещеры. Изображение Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology

Ученые прояснили место человека из Денисовой пещеры - нового вида людей, останки которого были найдены в 2008 году, в эволюции рода Homo. Выводы исследователей опубликованы в журнале Nature, а коротко работа описана на портале ScienceNOW.

Фрагмент фаланги мизинца нового вида был найден в 2008 году при раскопках в Денисовой пещере в Алтайском крае. Изначально ученые решили, что перед ними осколок кости неандертальца. Группа исследователей из института эволюционной антропологии в Лейпциге под руководством Сванте Паабо (именно в его лаборатории был расшифрован геном неандертальца) попросила переслать им найденную кость.

Ученые выделили из нее митохондриальную ДНК (относительно короткий фрагмент ДНК, который содержится в клеточных органеллах митохондриях и передается от матери к дочери) и сравнили ее с митохондриальной ДНК современных людей и неандертальцев. Анализ показал, что человек из Денисовой пещеры не принадлежит ни к одному из этих видов.

В своей новой работе Паабо и коллеги провели анализ геномной ДНК нового вида людей - им удалось расшифровать ее последовательность с достаточно высокой степенью надежности. Сравнение ДНК с геномами нескольких популяций людей и неандертальскими геномами позволило ученым уточнить место человека из Денисовой пещеры на эволюционном древе людей. По мнению авторов новой работы, представители изучаемого вида отделились от ветви, ведущей к неандертальцам, около 640 тысяч лет назад.

Они дважды скрещивались с Homo sapiens - один раз сразу после выхода из Африки, но до расселения по Европе, и второй раз - когда родственники человека из Денисовой пещеры, проживавшие в восточной Азии, встретили современных людей, направлявшихся из Африки в Меланезию и Папуа Новую Гвинею. Анализ ДНК меланезийцев показал, что они несут от 4 до 6 процентов генов нового вида людей.

В последнее время ученые представили сразу несколько работ, которые доказывают, что различные виды людей довольно часто скрещивались между собой и оставляли совместное потомство. Подробнее о нравах наших предков можно прочитать здесь.

Бандитский спецназ