"Горячие юпитеры" надули сами себя

"Горячие юпитеры" - планеты с высокой температурой поверхности, размер, которых сравним с размером пятой планеты Солнечной системы - "доросли" до своих размеров за счет появления в их недрах электрических токов, разогревающих внутренности этих небесных тел. Такую гипотезу выдвинул коллектив астрономов для того, чтобы объяснить слишком большой диаметр этих планет, который не укладывается в существующие теории. Статья исследователей принята к публикации в журнал Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Коротко о работе пишет портал ScienceNOW.

"Горячие юпитеры" составляют на сегодня большую часть всех планет, найденных за пределами Солнечной системы (не исключено, что это связано с тем, что современные приборы пока не позволяют надежно искать планеты меньших размеров). Многие из этих небесных тел обращаются очень близко к своим звездам, которые разогревают их до очень высоких температур. В результате "горячие юпитеры" "раздуваются", однако размер многих из них превосходит пределы, постулируемые в рамках современных моделей эволюции планет этого типа.

Авторы новой работы предположили, что аномальное "распухание" больших планет связано с тем, что при высоких (выше 1,5 тысяч кельвинов, или 1,2 тысячи градусов Цельсия) температурах происходит ионизация атомов таких элементов как натрий и калий. То есть молекулы теряют свои внешние электроны и превращаются в положительно заряженные ионы. В результате составляющий планету газ начинает проводить электрический ток.

Дующие на планете ветра разносят носителей заряда, приводя к появлению петлеобразных токов (такая форма объясняется наличием у "горячих юпитеров" магнитного поля), которые проникают глубоко в недра. Материал планеты создает сопротивление, и в итоге внутренности "горячих юпитеров" дополнительно разогреваются.

Недавно другой коллектив астрономов представил доказательства того, что "горячие юпитеры" могут уничтожать в своих планетных системах небесные тела размером с Землю.

Ксения СобчакПравда?!