Ученые усомнились в сроках выхода людей из Африки

Группа ученых предположила, что современные люди могли покинуть Африку на 55 тысяч лет раньше, чем считается. Свои соображения исследователи представили в статье в журнале Science, а коротко их излагает газета The New York Times.

Авторы проводили раскопки в месте Джебел Файя (Jebel Faya) в районе Персидского залива. Они обнаружили каменные орудия, возраст которых оказался равен 127 тысячам лет. Пока ученые не могут с уверенностью сказать, кто именно изготовил эти орудия - Homo sapiens или Homo neanderthalensis. В целом ряде недавних работ было показано, что неандертальцы умели создавать орудия, по сложности не уступающие орудиям наших прямых предков.

На сегодняшний день считается, что современные люди вышли из Африки и начали расселяться по другим территориям около 60-70 тысяч лет назад. Такая точка зрения подтверждается генетическими исследованиями. Если окажется, что найденные на Арабском полуострове орудия были созданы H. sapiens, ученым придется рассмотреть несколько вариантов модификации общепринятой теории.

Одна из возможностей предполагает, что популяция современных людей, изготовивших орудия, действительно покинула Африканский континент раньше, однако ее представители вымерли, не оставив следа в ДНК ныне живущих H. sapiens.

В конце 2010 года коллектив ученых под руководством Сванте Паабо из института эволюционной антропологии в Лейпциге представил доказательства в пользу того, что современные люди скрещивались с неандертальцами. По оценкам исследователей, в ДНК живущих на планете H. sapiens содержится от 1 до 4 процентов генов H. neanderthalensis. Кроме того, Паабо и коллеги описали новый ранее неизвестный ученым вид людей - так называемых денисовцев. Подробнее об этой работе можно прочитать здесь, а интервью со Сванте Паабо находится тут.