В молодой Солнечной системе нашли разброд и шатание

Метеорит Альенде. Фото NASA

Фрагменты материи в образующейся Солнечной системе могли совершать огромные путешествия от регионов, расположенных рядом с Солнцем, до внешних границ пылевого диска, оставшегося после рождения звезды. Такой вывод сделали ученые, опубликовавшие статью в журнале Science. Коротко итоги исследования приводит портал Space.com.

Сегодня большинство астрономов полагают, что планетные системы формируются из огромных газопылевых облаков: постепенно под воздействием гравитации их фрагменты "слипаются" во все более крупный комок до тех пор, пока в его недрах не начнут происходить реакции термоядерного синтеза (этот момент считается моментом рождения звезды). Из остатков пыли и газа по той же схеме, что и светило образуются планеты.

Авторы новой работы обнаружили факты, которые требуют уточнения этой модели формирования звезд и планет в той ее части, которая описывает динамику вещества диска. Исследователи изучали фрагмент метеорита Альенде, упавшего в Мексике в 1969 году. Ученых интересовало одно из так называемых богатых кальцием и алюминием включений (calcium-aluminum-rich inclusion - CAI) возрастом 4,57 миллиарда лет. Астрономы считают, что такие включения представляют собой пример одних из первых относительно крупных твердых образований, которые формировались в планетных системах.

Специалисты оценивали соотношение во включении двух изотопов кислорода - кислорода-16 и кислорода-17. Изотопами называют атомы одного и того же элемента, содержащие различное количество нейтронов в ядре. Относительное количество двух этих изотопов в формирующейся Солнечной системе отличалось в различных ее регионах, и, оценивая этот параметр во включении, астрономы могут узнать, где будущая часть метеорита побывала за свою жизнь.

По итогам анализа специалисты заключили, что включение образовалось поблизости от звезды, потом совершило путешествие к средней части пылевого диска и вернулось к Солнцу или же, напротив, добралось до внешней границы диска. После всех этих перемещений фрагмент, ставший включением, оказался в главном поясе астероидов - скоплении астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Совсем недавно другой группе исследователей впервые удалось сфотографировать сразу двух "двойников" Солнечной системы на ранних этапах развития. Возраст одной из молодых систем составляет несколько миллионов лет, а вторая еще "не дожила" и до миллиона.