Коллаген динозавра вновь попытались реабилитировать

Фрагмент кости тираннозавра, из которого был выделен белок. Фото авторов исследования

Ученые объяснили, как коллаген - основной белок соединительной ткани - может сохраняться в ископаемых образцах миллионы лет. Фрагменты этого белка были обнаружены в окаменевших останках тираннозавра, однако многие специалисты указывали, что результаты этой работы ненадежны. Новое исследование опубликовано в журнале PLoS ONE, а коротко о нем пишет портал Nature News.

Коллаген, выделенный из бедренной кости Tyrannosaurus rex, был описан группой специалистов под руководством Мэри Швейцер (Mary Schweitzer) в 2007 году. Ученые доказывали, что найденный ими белок - это именно коллаген, обрабатывая их антителами против куриного белка (птицы произошли от одной из групп динозавров). Реакция на антитела против коллагена оказалась положительной.

Работа Швейцер вызвала критическую реакцию со стороны коллег. Скептикам не нравились методы анализа и способы статистический обработки, которыми пользовались авторы. Открытие коллагена тираннозавра даже было включено в список самых сомнительных открытий 2008 года. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь.

Авторы нового исследования утверждают, что часть коллагена могла сохраниться в древних костях, так как молекулы этого белка сплетаются в тугую спираль, напоминающую канат. Ученые сравнили фрагменты выделенного из костей тираннозавра белка с фрагментами коллагена человека и птиц. Исследователи заключили, что Швейцер и коллеги получили фрагменты коллагена тираннозавра, которые находились во внутренней части "каната" и были надежно защищены от деградации.

Некоторые специалисты уже высказали сомнения в ценности результатов новой работы. Так, критики указывают, что авторы изначально работали не с коллагеном динозавра, а с современным белком, который попал в образцы кости при их исследовании - этот же аргумент является одним из доводов в пользу неправомерности исходной работы Швейцер.

Не считая Чубакки
«Последние джедаи» наконец вдохнули жизнь в возрожденные «Звездные войны»
Осторожно, зашквар
Фильм «Крым», певица Бузова и активный Панин: WTF?!