Ближайшую к Земле пару черных дыр признали уникальной

Рентгеновское излучение от пары сверхмассивных черных дыр. Изображение NASA/CXC/SAO/G.Fabbiano et al.

Астрономы впервые обнаружили пару сверхмассивных черных дыр в спиральной галактике. Более того, эта пара стала самым близким из известных ученым объектов такого типа. Статья с описанием "дуэта" появилась в журнале Nature. Ее краткое содержание приведено в пресс-релизе рентгеновской обсерватории Chandra.

Ученые наблюдали спиральную галактику NGC 3393, удаленную от Земли на расстояние 160 миллионов световых лет, используя телескопы Chandra и "Хаббл". Специалисты зарегистрировали высокоэнергетическое рентгеновское излучение с особенностями, которые характерны для черных дыр. Сами по себе черные дыры не испускают излучения - масса (и, соответственно, гравитация) этих объектов столь велика, что они не отпускают от себя даже свет. Однако материя, падающая на черную дыру, разогревается и начинает испускать световые волны в различных диапазонах.

Авторы новой работы полагают, что найденная ими пара сверхмассивных черных дыр (их масса составляет более миллиона солнечных масс, а расстояние между ними составляет 490 световых лет) образовалась при столкновении двух галактик, массы которых очень сильно отличались, произошедшем более миллиарда лет назад. В центре каждой из галактик уже находились черные дыры, но после столкновения они стали обращаться вокруг общего центра масс. Такой путь образования пар черных дыр считается самым распространенным.

Совсем недавно астрономы заключили, что самая известная черная дыра под названием Лебедь X-1, действительно является черной дырой. Научное сообщество практически не сомневалось в этом, однако оставалась некоторая вероятность, что Лебедь X-1 представляет собой другой объект - например, нейтронную звезду.