Биологи обнаружили влияние социального статуса на работу генов

Макаки резусы (Macaca mulatta) в Непале. Фото Ester Inbar

Биологи установили, что у самок макак-резусов социальное положение влияет на работу около тысячи генов. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, с кратким пересказом можно ознакомиться на сайте Чикагского медицинского университета.

Ученые работали с 49 обезьянами, содержащимися в неволе, причем только с самками. Для контролирования социального статуса ученые подсаживали обезьян к сформировавшимся группам (новички поначалу приобретают низкое положение).

У животных, имевших разное социальное положение, отбирали пробы крови и выделяли из нее РНК. Разницу в работе генов, отраженную в относительном содержании их РНК, определяли с помощью анализа на ДНК-микрочипах. Ученые искали гены, работа которых менялась в зависимости от социального положения приматов, а не от индивидуальных особенностей.

Таким образом удалось определить 987 чувствительных к статусу генов. Среди них были ответственные за стресс, связанные с работой мозга, а также 112 генов, вовлеченных в работу иммунной системы. Это согласуется с данными о снижении потенциала иммунитета у обезьян с низким местом в иерархии.

В ходе одного вынужденного пересаживания животных, несколько обезьян изменили свой социальный статус, чего ученые не планировали. Тем не менее, они воспользовались возможностью и сделали анализ крови таких обезьян до и после “иерархического подъема”. Оказалось, что работа генов изменилась вслед за коррекцией социального положения. У животных поменялся характер работы генов с "низкостатусного" на "высокостатусный".

Изменения на генном уровне оказались настолько воспроизводимыми, что после подробного анализа ученым удалось даже решить обратную задачу - предсказать социальный статус особи по анализу ее крови. Для шести из семи животных предсказание оказалось верным.

Кроме того, исследователи впервые показали, что социальный статус влияет на метилирование ДНК, что связано с изменением работы генов и потенциально может наследоваться (эта возможность не проверялась, гонады не анализировались). Тем не менее, как показал опыт с пересаживанием обезьян, эти перемены оказались весьма пластичными.

Наука и техника00:0125 июня