Марсианский углерод оказался вулканическим

Марсианский метеорит ALH84001 возрастом 4,5 миллиарда лет. Фото NASA/JSC/Stanford University

Ученые установили, что органический углерод, содержащийся в марсианских метеоритах, действительно образовался на Марсе, однако не в результате деятельности живых существ, а в ходе химических процессов в недрах Красной планеты. Работа опубликована в журнале ScienceExpress, ее краткое содержание можно прочитать на сайте Института Карнеги.

Ученые проанализировали образцы 11 метеоритов, возраст которых охватывает период марсианской истории длиной более 4 миллиардов лет. Значительное количество углерода было обнаружено в 10 из 11 метеоритов - его соединения были заключены внутри кристаллизованного вещества.

Для химического анализа метеоритов ученые использовали рамановскую спектроскопию (комбинационное рассеяние света), которая позволяет определить по спектру отраженного света химический состав поверхности объекта. В составе метеорита удалось найти высокомолекулярный графит и его низкомолекулярные полициклические "осколки" - фенантрен, антрацен, пирен и другие.

Вывод о геохимическом происхождении углерода авторы сделали на основе анализа минералов, внутри которых были заключены скопления углерода. Их химический и изотопный состав свидетельствовал о том, что скопления углерода образовывались при застывании магмы, а не в результате отложений остатков живых организмов. Температура, при которой образовывались углерод-содержащие минералы составляла около 1200-1300 градусов, что несовместимо с существованием даже самых термоустойчивых микроорганизмов.

Марсианские горные породы попадали на Землю в результате извержения вулканов или бомбардировки Красной планеты крупными астероидами. На настоящий момент установлено марсианское происхождение 34 метеоритов, первый из которых был найден в 1911 году. Ученые, анализируя их состав, пытаются найти свидетельства существования жизни в прошлой истории Марса, что почти всегда рождает оживленные споры в научной среде.

Waaagh!