Марсианский углерод оказался вулканическим

Марсианский метеорит ALH84001 возрастом 4,5 миллиарда лет. Фото NASA/JSC/Stanford University

Ученые установили, что органический углерод, содержащийся в марсианских метеоритах, действительно образовался на Марсе, однако не в результате деятельности живых существ, а в ходе химических процессов в недрах Красной планеты. Работа опубликована в журнале ScienceExpress, ее краткое содержание можно прочитать на сайте Института Карнеги.

Ученые проанализировали образцы 11 метеоритов, возраст которых охватывает период марсианской истории длиной более 4 миллиардов лет. Значительное количество углерода было обнаружено в 10 из 11 метеоритов - его соединения были заключены внутри кристаллизованного вещества.

Для химического анализа метеоритов ученые использовали рамановскую спектроскопию (комбинационное рассеяние света), которая позволяет определить по спектру отраженного света химический состав поверхности объекта. В составе метеорита удалось найти высокомолекулярный графит и его низкомолекулярные полициклические "осколки" - фенантрен, антрацен, пирен и другие.

Вывод о геохимическом происхождении углерода авторы сделали на основе анализа минералов, внутри которых были заключены скопления углерода. Их химический и изотопный состав свидетельствовал о том, что скопления углерода образовывались при застывании магмы, а не в результате отложений остатков живых организмов. Температура, при которой образовывались углерод-содержащие минералы составляла около 1200-1300 градусов, что несовместимо с существованием даже самых термоустойчивых микроорганизмов.

Марсианские горные породы попадали на Землю в результате извержения вулканов или бомбардировки Красной планеты крупными астероидами. На настоящий момент установлено марсианское происхождение 34 метеоритов, первый из которых был найден в 1911 году. Ученые, анализируя их состав, пытаются найти свидетельства существования жизни в прошлой истории Марса, что почти всегда рождает оживленные споры в научной среде.

A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф