У гигантского вируса обнаружили тройной паразитизм

Вирусные частицы в амебе, покрашенные разными вирусоспецифичными красками. Фото Desnues, et al., PNAS, 2012

Ученые обнаружили новый вид гигантских вирусов, у которых имеются собственные вирусы, которые в свою очередь заражаются ранее неизвестным видом мобильных генетических элементов. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Phys.Org

Необычный вирус обнаружили у паразитической амебы Acanthamoeba polyphaga, найденной в жидкости для контактных линз. Он относится к мимивирусам - одному из самых необычных типов вирусов, отличающихся своими гигантскими для микромира размерами. У этого вируса, получившего название Lentille, был найден собственный вирус - вирофаг (по аналогии с бактериофагами) Sputnik 2.

Вирофаги были ранее обнаружены у других видов мимивирусов, но в геноме Sputnik 2 ученые нашли также необычный генетический элемент, который, по-видимому, паразитирует на самом вирофаге. По своему строению он напоминал транспозон - участок ДНК, способный "прыгать" в геноме с места на место. Однако, в отличие от транспозона, этот генетический элемент мог перемещаться между геномами гигантского вируса, вирофага, или даже просто самостоятельно существовать в цитоплазме амебы. Эту промежуточную между вирусами и транспозонами конструкцию ученые назвали трансповироном.

Таким образом, ученым удалось обнаружить у вирусов случай тройного паразитизма - трансповирон паразитирует на вирофаге Sputnik2, который, в свою очередь, паразитирует на вирусе Lentille, паразитирующем на амебе (также паразитической).

Гигантские вирусы были открыты только в 2003 году - до этого биологи не верили в возможность существования неклеточных существ, превышающих по размерам многих бактерий. Сейчас известно три типа таких вирусов - мими-, мама- и мегавирусы. Возможность существования в их геноме собственных паразитов во многом объясняется его размером - часто он содержит более миллиона нуклеотидов, что всего в четыре раза меньше, чем типичный геном бактерии. Подробнее о гигантских вирусах можно прочитать здесь.

00:01 27 марта 2017
Замороженная стволовая клетка человека

Внутренние бомбы

Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Все машины Кена Блока
«Субару», «Фиесты» и гоночный пикап: все на чем ездил гонщик
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги