Максимальный срок заключения за участие в экстремистском сообществе увеличат с двух до четырех лет, следует из законопроекта, который внесло в Госдуму правительство РФ. Кроме того, штраф за это правонарушение увеличивается с 40 до ста тысяч рублей. Соответствующие изменения предложены в статью 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»).
Кабинет министров в целом решил ужесточить наказание по «экстремистским» статьям. Правительство предложило поправки сразу в несколько статей.
В самой распространенной — 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды») — срок принудительных работ увеличивается с двух до четырех лет. Кроме того, ужесточается наказание и по части второй этой статьи (если преступление совершено с угрозой применения насилия или с использованием служебного положения). Минимальный штраф вырастет со 100 до 300 тысяч. Максимальный штраф — в полмиллиона рублей — останется прежним.
Наказание за организацию деятельности организации, признанной экстремистской (статья 282.2), согласно законопроекту, составит до шести лет заключения. Также по ней предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей.
«Деструктивные процессы, происходящие в настоящее время как в мире в целом, так и на территории России, возникая в форме экстремистских проявлений, в случае недостаточного государственного реагирования быстро трансформируются в свою наиболее опасную форму — активные преступные действия террористического характера. Борьба с преступлениями экстремистского характера является одной из приоритетных задач государства на данном этапе», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроект был подготовлен министерством юстиции. Документ был готов в марте. Тогда его направили на согласование в правительство. В конце мая сообщалось, что законопроект согласован, однако его содержание не разглашалось.
По 282-й статье неоднократно преследовались политические активисты, в том числе сторонники «Другой России» Эдуарда Лимонова. В декабре 2012 года к штрафам от 150 до 200 тысяч рублей были приговорены семеро петербургских активистов партии. Части из них обвинялась в участии в деятельности организации, признанной экстремистской, а другая часть в организации деятельности этого движения. Следствие считало, что активисты продолжали деятельность Национал-большевистской партии, запрещенной судом.
Эксперты неоднократно подвергали антиэкстремистское законодательство критике за расплывчатость формулировок. «Существующее антиэкстремистское законодательство не учитывает разницу между опасными проявлениями нетерпимости, аморальным поведением и нестандартным мировоззрением. Это создает казусы правоприменения, переходящие в стойкие злоупотребления», — заявляли в центре «Сова», которые отслеживает практику применения «экстремистских» статей.