Астрономы нашли воду вблизи умершей звезды

Разрушение астероида вблизи GD61

Группа исследователей из университета Киля в Германии, а также университетов Кембриджа и Варвика (Великобритания) обнаружила вокруг белого карлика GD 61 облако обломков и пыли. Спектральный анализ показал, что оно может содержать достаточно большое количество воды. Подробности со ссылкой на статью астрономов в журнале Science приводит Nature News.

Расстояние до белого карлика, на месте которого когда-то была звезда втрое больше Солнца, составляет 150 световых лет. Представившие новое исследование ученые изучали GD 61 в рамках своего проекта по поиску экзопланет вблизи белых карликов. Спектральный анализ позволил заметить облако обломков: часть вещества упала на поверхность GD 61, изменила ее химический состав и поменяла за счет этого спектр излучения белого карлика. Используя ультрафиолетовый спектрометр на борту космического телескопа «Хаббл» астрономы выявили на GD 61 повышенную концентрацию кислорода.

Кислород, хотя и является третьим по распространенности во Вселенной элементом (после водорода и гелия), в виде газа в значимых количествах обнаружен только на Земле. Этот газ обладает высокой химической активностью и образует оксиды с другими элементами: прежде всего кремнием и железом. Падающие на поверхность GD 61 каменные обломки и песок (кварц SiO2) могли бы принести с собой кислород, однако кислорода оказалось даже больше, чем следовало бы ожидать при падении на белый карлик каменных астероидов.

Кислород, поясняют исследователи, должен был входить в состав какого-то иного оксида. Наиболее вероятными вариантами была вода H2O и углекислый газ CO2, но спектральный анализ исключал наличие углерода. Следовательно, оставалась только вода, точнее водяной лед.

Расчеты показали, что наблюдаемое астрономами смещение спектра соответствует облаку обломков, которые могли бы образоваться при разрушении астероида размером с Весту, крупнейший астероид Солнечной системы. Льда, по оценкам ученых, в этом развалившемся на части небесном теле было не менее четверти от общей массы и разрушение объекта произошло совсем недавно по астрономическим и геологическим критериям. Пылевые диски вблизи белых карликов поглощаются примерно за миллион лет, а оказавшиеся на поверхности GD 61 примеси должны были утонуть и того быстрее, примерно за 20 тысяч лет.

Белые карлики не являются звездами в строгом смысле этого слова, так как в них уже не протекают термоядерные реакции, такие объекты являются конечной стадией эволюции звезд с массой порядка массы Солнца. Когда звезда сбрасывает внешнюю оболочку и превращается в белый карлик, ее диаметр уменьшается в сотни раз, причем большая часть массы при этом сохраняется. Из-за очень высокой плотности не согреваемый изнутри белый карлик остывает крайне медленно.

MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Оно ему надо
В День контрацепции — о том, что и от чего может защитить мужчину
Бег живи
Как правильно экипироваться тем, кто увлекся модой на марафоны
«Можно работать без таджиков — если ты не жадный»
Минаев: писатель и ресторатор, научивший молодых пить вино
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку