ДНК научили управлять движением грузов по «нанорельсам»

Цикл работы транспортной системы

Цикл работы транспортной системы. Изображение: Adam J. M. Wollman et al, Nature Nanotechnology, 2013

Ученые из Оксфордского университета разработали микроскопическую систему транспорта, в которой движением грузов управляет ДНК. Исследование опубликовано в журнале Nature Nanotechnology.

Система основана на природной транспортной системе эукариотических клеток. Она состоит из «рельс»-микротрубочек, присоединенных к ДНК флюоресцентных грузов, и белков-моторов. Последние были созданы путем соединения природного двигательного белка кинезина и белка, связывающегося с определенной последовательностью ДНК. Кинезин известен тем, что напоминает микроскопического «человечка», который при наличии энергетической молекулы АТФ перебирает «ножками», двигаясь от одного конца микротрубочки к другому.

Движение кинезина с грузом по микротрубочке

Движение кинезина с грузом по микротрубочке

Изображение: Jzp706

Система работает следующим образом. При добавлении к микротрубочкам первой ДНК с парой транспортных белков (ДНК-1) микротрубочки образуют похожую на звезду систему радиального транспорта. Затем добавляют ДНК-2 с грузами и транспортными белками, — они садятся на рельсы.

В природе система микротрубочек и кинезина используется для транспорта мембранных пузырьков. Например, она обеспечивает движение везикул с медиатором вдоль аксона к синапсу в нейроне. За открытие этой системы и исследование механизма ее работы в в 2013 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Ренди Шекман, Джеймс Ротман и Томас Зюдоф.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше