Американский инженер и изобретатель Тим Дженисон (Tim Jenison) воспроизвел картину Яна Вермеера «Урок музыки» при помощи модифицированной камеры обскура. Дженисон, который никогда не учился рисовать, утверждает, что именно подобное устройство помогло Вермееру добиться удивительной реалистичности в своих картинах. Подробности истории обратной разработки техники голландского художника приводит Vanity Fair.
Модифицированная камера обскура Тима Дженисона оснащена небольшим дополнительным зеркалом, которое при рисовании располагается вблизи глаз. Дополнительно зеркало выполняет две функции. Во-первых, оно возвращает перевернутое изображение камеры обскуры в нормальное положение. Во-вторых, оно позволяет одновременно наблюдать небольшой участок изображаемого предмета и фрагмент холста, где его требуется нарисовать. Это, по словам Дженисона, позволяет добиться точного воспроизводства цвета на картине: при совпадении тона видимая граница между отраженным и нарисованным предметом исчезает.
Для подтверждения своей теории, изобретатель воспроизвел на первом этаже своего дома в Техасе обстановку, отраженную на картине «Урок музыки», и попытался нарисовать копию «Урока музыки» при помощи модифицированной камеры обскура. Дженисон использовал только краски, доступные голландскому художнику в XVII веке (причем готовил их из минералов самостоятельно), воспроизвел предметы обстановки на основе музейных экспонатов и даже заказал у голландских керамистов копию кувшина, изображенного на картине. Изобретатель указывает, что он не стал осваивать технику производства стекла по исторической технологии из-за недостатка времени и заменил стекло на плексиглас. Работа, в ходе которой Дженисон несколько раз ездил в Дельфт, заняла около трех лет.
Изображение: Tim Jenison
По словам изобретателя, результаты позволяют экспериментально подтвердить предположение о том, что Вермеер использовал в своей работе камеру обскура. Такие предположения неоднократно высказывались и ранее, например, художником Девидом Хокни совместно с физиком Чарльзом Фалько. Дженисон утверждает, что предположения Хокни и Фалько до сих пор были лишены экспериментального основания, которое появилось благодаря его работе. В частности, он указывает, что использование камеры позволяет объяснить экспоненциальное падение яркости световых пятен на стенах, которая, по его мнению, не видна невооруженным взглядом, но воспроизводится в картинах Вермеера.
Камера обскура в своем самом простом варианте известна с античности — ее описание приводят Аристотель и Евклид. Подобное устройство было известно и в Китае. В средневековой Европе камера обскура была известна уже схоласту Роджеру Бекону в XIII веке, ее также использовал Леонардо да Винчи.