Метеорит помог найти новый способ синтеза алмазов

Дефект кристаллической решетки в алмазе

Исследователи из России и ряда других стран нашли в упавшем в 1962 году метеорите микроскопические алмазы. При облучении лазером эти частицы могут испускать свет. Подробности приведены в статье для журнала Nature nanotechnology.

Метеорит был обнаружен вблизи деревни Ефремовка в Казахстане и был изучен группой специалистов из России, Венгрии, Германии, США, Франции и Эстонии. Отдельные алмазы имеют всего 1,6 нанометра в поперечнике, что соответствует набору из 400 атомов. Исследование показало, что внутри таких алмазов в углеродной кристаллической решетке есть дефекты в виде постороннего атома кремния. Кремниевый атом в алмазе является центром флуоресценции, и его облучение лазером приводило к тому, что наночастица испускала свет с большей длиной волны. Так, при освещении голубым лазером с длиной волны 488 нанометров алмазы светились темно-красным светом (пик флуоресценции лежал почти на границе чувствительности глаза, 737 нанометров).

Изучение образцов при помощи электронного микроскопа и рентгеноструктурного анализа подтвердило то, что они действительно состоят из алмаза. Кроме того, физики провели квантовомеханические расчеты и выяснили, что добавление кремния в алмазную решетку должно придавать наночастицам свойство флуоресцировать при облучении лазером. Ученые нашли в каждой наночастице по несколько кремниевых атомов и исследователи считают, что аналогичные искусственные образования могут найти ряд практических приложений.

Специалисты из института Общей физики РАН, института Физической химии и электрохимии РАН и ряда других научных центров предполагают, что из алмазных наночастиц можно сделать флуоресцентный краситель. Флуоресцентные красители широко используются в сочетании с молекулами (чаще всего антителами к заданному веществу), которые позволяют избирательно окрашивать определенные биологические структуры.

A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф