Ученые нашли раковые клетки с 11000-летней историей

Раковые клетки трансмиссивной саркомы собак передаются среди животных уже 11 тысяч лет, то есть представляют собой старейшую клеточную линию на Земле. К такому выводу пришли ученые, прочитавшие геном раковых клеток, выделенных у двух собак из Бразилии и Австралии. Исследование опубликовано в Science, кратко о нем можно прочитать на сайте журнала.

Секвенирование ДНК саркомы показало, что клетки со времени своего злокачественного перерождения накопили почти два миллиона мутаций. У белков, кодируемых 10 тысячами генов, появились изменения в аминокислотном составе; 646 генов были потеряны. При этом раковые клетки, выделенные из двух животных, почти не отличались друг от друга.

При сравнении ДНК раковых клеток с нормальным собачьим геномом ученые пришли к выводу, что эта клеточная линия возникла около 11 тысяч лет, а начала широко распространяться около 500 лет назад. В начальный период, полагают авторы, саркома существовала в закрытой небольшой популяции, где и «научилась» передаваться от одного животного к другому. Дело в том, что передача рака обычно невозможна из-за генетических различий, которые ведут к быстрому уничтожению чужеродных клеток. Однако, избежать иммунной реакции можно в закрытой популяции, где животные, благодаря близкородственному скрещиванию, генетически очень похожи. Сохраняясь в такой популяции, саркома постепенно приобрела мутации, которые позволили избежать иммунного ответа и у дальних родственников своего исходного хозяина.

Следует отметить, что оценки времени существования клеточной линии базируются исключительно на сумме накопленных мутаций и принятой скорости их возникновения. Эта скорость, однако, сильно зависит от работы системы клеточной репарации, которая у раковых клеток обычно сильно повреждена. Изменения скорости мутаций может приводить к на порядки разным оценкам времени существования клеток и организмов.

Сейчас среди млекопитающих известны три вида рака, передающихся с помощью клеток. Помимо саркомы собак, к ним относится рак тасманийских дьяволов и саркома сирийских хомячков. Заболевание собак передается половым путем, а лицевая опухоль тасманийских дьяволов — через укусы. Распространение неизлечимого заболевания привело в последние годы к падению числа австралийских сумчатых на 70 процентов.

Путешествие в Аль-Бирмингем