Глава РЖД Владимир Якунин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева вмешаться в конфликт его компании с Федеральной антимонопольной службой. Об этом 28 января пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на оказавшееся в распоряжении издания послание Якунина главе правительства.
Послание датировано 17 декабря 2013 года. В нем глава РЖД требует от правительства разрешить спор с антимонопольщиками и отозвать штраф в 2,24 миллиарда рублей, наложенный на компанию в 2012 году. Письмо было написано после того, как апелляционный суд в ноябре прошлого года встал на сторону ФАС. 30 декабря Медведев поручил вице-премьерам Аркадию Дворковичу, Игорю Шувалову и главе ФАС Игорю Артемьеву разобраться в ситуации. По сведениям издания, Шувалов потребовал от Минтранса, Минэкономики и ФАС к 24 января представить свои предложения. Об их подробностях «Коммерсантъ» не сообщает.
Якунин в своем письме к Медведеву утверждает, что действия РЖД, которые привели к противостоянию с ФАС, стали результатом реформы отрасли, инициированной правительством. Глава компании потребовал от правительства вернуть ей около 350 тысяч вагонов, переданных дочерним структурам, либо возместить убытки.
Конфликт РЖД с ФАС продолжается с конца 2011 года. Монополия была обязана удовлетворить все заявки грузоотправителей, а ее цены были ниже, чем у частных операторов. Однако после передачи 350 тысяч вагонов дочерним структурам — Федеральной грузовой компании и Первой грузовой компании — РЖД стала реже предоставлять вагоны по прейскуранту или вообще отказывать клиентам.
После жалоб грузоотправителей в ФАС ведомство сочло РЖД виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В ФАС указали, что РЖД было предписано при создании дочерних структур соблюдать права грузоотправителей на равных условиях, в то время как количество удовлетворенных заявок крупных компаний снизилось с 90 до 60 процентов, а средних — с 75 до 35 процентов. Итогом разбирательств стал штраф для РЖД в 2,24 миллиарда рублей.
Как отмечает «Коммерсантъ», во время реформы РЖД последствия передачи вагонов дочерним компаниям не были проработаны полностью. Кроме того, издание обратило внимание на личный конфликт Артемьева и Якунина. В прошлом году глава ФАС неоднократно критиковал РЖД за препятствия в развитии конкуренции и называл компанию «типично советской монополией».