Хотите видеть только хорошие новости?

В Орионе обнаружили пропажу протопланетных дисков

Протопланетный диск формирующейся звезды на фоне лишенной диска звезды, которая ближе к источнику излучения (вверху справа).

Астрономы, работающие с данными телескопа ALMA, обнаружили, что протозвезды, образующиеся вблизи от гигантских звезд O-типа, не успевают обзавестись собственными планетами: их протопланетарные диски исчезают под действием ультрафиолетового излучения. Работа принята к публикации в The Astrophysical Journal, ее препринт доступен в архиве Корнельского университета. Кратко о результатах исследования можно прочитать на сайте американской Национальной радиоастрономической обсерватории.

Объектом исследования стал звездный кластер в туманности Ориона, в области, где расположено скопление Трапеции. В центре скопления находится четыре массивных звезды, самая яркая из которых, Тета1 Ориона C, является мощным источником ультрафиолетового излучения.

Ученым удалось обнаружить 22 протопланетарных диска новых формирующихся звезд поблизости от существующих звезд Трапеции. Однако анализ пространственного распределения дисков показал, что не все они способны созреть до формирования планет. Внутри области, ограниченной примерно триллионом километров от массивных звезд вроде Тета1 Ориона C, ультрафиолетовое излучение настолько велико, что просто «сдувает» протопланетный диск до того, как в нем смогут образоваться планеты.

Тета1 Ориона C является одной из самых ярких известных звезд. Она принадлежит к главной последовательности, а ее масса составляет около 40 масс Солнца. При этом уровень ультрафиолетового излучения звезды и мощность ее звездного ветра в сотни тысяч раз превышает солнечный.

Обсерватория ALMA состоит из 66 телескопов, совместно работающих в режиме интерферометра. Телескопы ALMA работают в диапазоне миллиметрового и субмиллиметрового диапазона. Строительство обсерватории в пустыне Атакама было завершено в марте 2013 года.

За сотку до центра?