Ученые нашли раковые опухоли у древнейших беспозвоночных

Больная раком гидра (справа) рядом со здоровой особью

Рак появился одновременно с первыми многоклеточными организмами, и, скорее все, его никогда не удастся ликвидировать. К такому выводу пришел профессор Томас Бош (Thomas Bosch) из Кильского университета. Ученый и его коллеги не только нашли «раковые гены» у самых примитивных животных, но и описали реальные случаи злокачественных опухолей у гидр (Hydra). О своих открытиях они рассказывают в журнале Nature Communications.

Бош много лет изучает функционирование стволовых клеток и рост тканей у гидр — пресноводных сидячих кишечнополостных, родственников медуз и кораллов. Возникли гидроидные 550 миллионов лет назад, еще в докембрии. Ученые впервые обнаружили злокачественные опухоли у столь примитивных существ.

Кроме того, ученые выявили причины рака у гидр на клеточном уровне. Стволовые клетки, настроенные на половую дифференциацию, накапливаются в избыточном количестве и не ликвидируются естественным путем — с помощью апоптоза (запрограммированной клеточной смерти). Опухоли развиваются только у полипов женского рода и больше всего напоминают карциному яичников у женщин. Молекулярный анализ тканей указал на ген, блокирующий клеточную смерть: в опухолях гидр он проявляет бурную активность. Разлад механизма апоптоза является одной из основных причин роста опухолей в раковых заболеваниях человека, отмечают ученые.

Наконец, исследователи обнаружили инвазивные свойства опухолевых клеток: если пересадить их в здоровый организм полипа, там тоже начнет развиваться злокачественное образование. Инвазивность раковых клеток, таким образом, также возникла на заре эволюции, заключает Бош.

Открытие немецких ученых придает эмпирический вес парадоксальной теории происхождения рака, предложенной в 2013 году американским физиком Полом Дэвисом. По его мнению, рак развивается при включении в клетках древней генетической программы, сохранившейся на протяжении миллиардов лет, со времен появления многоклеточных организмов. Эта программа сохранилась благодаря своей востребованности на ранних стадиях эмбриогенеза, и запускается во взрослом организме под воздействием стрессовых факторов. Если рак вызывается столь древним биологическим механизмом, врачи никогда не смогут ликвидировать эту болезнь. Описание злокачественных опухолей в полипах гидр наглядно демонстрирует эволюционную древность рака, о которой теоретически рассуждал Дэвис.

Бегом в могилу
Мусульмане Мьянмы сотнями умирают от голода в грязи. О них все забыли
«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
«Все хорошо, но раздели-то их зачем?»
Голые европейцы и другие достоинства современного театра