Младенцы смогли отличать родной язык от иностранного уже в семь месяцев

Мозг младенца настраивается на родной язык еще до конца первого года жизни — дети начинают издавать правильные звуки задолго до того, как они готовы произнести свои первые слова, выяснили ученые Вашингтонского университета. Магнитоэнцефалографическое обследование младенцев и взрослых показало, что именно между седьмым и одиннадцатым месяцем жизни дети начинают по-разному воспринимать звуки родного и иностранного языка. Кроме того, восприятие речи всегда включает одновременно и слуховую, и двигательную зоны коры головного мозга, то есть даже младенцы активно пытаются говорить, а не просто воспринимают речь взрослых. Исследование представлено в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, а кратко с его содержанием можно ознакомиться на сайте университета.

О важности первого года жизни для овладения человеческой речью науке известно давно. Важной вехой тут является шестой месяц: до этого времени младенцы остаются «космополитами», одинаково хорошо различающими гласные и согласные любого языка Земли. Но затем канал восприятия сужается: контрасты между звуками родного языка различаются всё лучше, а иностранного — все хуже. Авторы исследования поставили своей целью изучить этот процесс на уровне мозга.

В ходе двух экспериментов детей семи и 11 месяцев от роду (а также взрослых) поместили в магнитоэнцефалограф, а потом проигрывали им записи слогов на двух языках, родном и неродном (в первом эксперименте — английском и испанском, во втором — финском и китайском).

Даже у младенцев на звуки слогов реагировала как слуховая зона коры (верхняя височная извилина), так и двигательная (центр Брока, отвечающий за моторную организацию речи, и мозжечок). То есть младенцы пытаются воспроизвести услышанные звуки в самом раннем возрасте — и в этом они не отличаются от старших товарищей.

Однако у одиннадцатимесячных и взрослых участников эксперимента на слоги родного языка более интенсивно реагирует слуховая зона коры (что отражает выросшие способности их различать), а иностранного — двигательная. Видимо, так мозг пытается помочь человеку лучше произнести непривычные звуки.

В итоге, факт участия двигательной зоны в слушании и говорении можно считать доказанным. Более того, авторы исследования выдвигают гипотезу о формировании базовой аудиально-артикуляционной карты у младенцев уже к 12-20 неделям жизни, как только у младенцев получается «имитировать» ударения и гласные звуки. Даже в таком раннем возрасте они способны воспроизводить звуки, которые они воспринимают как речь.

Кроме того, ученые советуют родителям усиливать эти способности мозга: говорить со своими детьми с самого раннего возраста, глядя им в глаза, четко и медленно выговаривая звуки. «Язык родителей ребенок различает лучше всего. Когда папа и мама говорят с ним, мозг младенца более интенсивно готовит речевой аппарат к разговору», — отмечает ведущий автор исследования Патриция Кул (Patricia Kuhl).

подписатьсяОбсудить
«Все здесь сочувствуют Украине»
Уроженка Омска делится впечатлениями после переезда в Канаду
«Бесплатные вегетарианские хот-доги»«Убить всех веганов»
За что мясоеды не любят поклонников растительной диеты
Дикий, дикий райцентр
Фотоистория о жизни ковбоя из города Шуи
Весам назло
В мире набирает популярность йога для полных
Новые «Лады»
Вседорожная «Веста», спортивный XRay и другие премьеры «АвтоВАЗа» на ММАС
По ком звонят колокола?
Насколько интересным будет автошоу ММАС-2016: вещий тест
Острые крылышки
Как у автомобилей появились крылья и что такое диффузор — история аэродинамики
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон