Подмосковные власти утвердили норматив, определяющий количество вертолетных площадок в населенных пунктах области. Согласно документу, вертолетные площадки должны появиться, в том числе, в малонаселенных точках Подмосковья.
Всего, согласно нормативу, на территории области должно появиться более 500 вертолетных площадок, тогда как в настоящее время их лишь несколько десятков, сообщают РИА Новости со ссылкой на начальника главного управления архитектуры Московской области Алексея Воронцова. В каждом подмосковном населенном пункте, где проживает более 50 тыс человек, должно появиться 2 вертолетные площадки, для населенных пунктов с меньшим количеством жителей нормой станет 1 вертолетная площадка.
Напомним, ранее министерство транспорта Подмосковья говорило о планах по строительству как минимум 40 новых вертолетных площадок до 2020 года, 14 из которых разместятся рядом с МКАД, 10 – в точках пересечения ЦКАД с основными радиальными магистралями, и еще 25 – рядом с районными центрами области. Теперь планы стали еще более масштабными – количество вертолетных площадок собираются довести до 500. Это примерно семикратный рост: сегодня на территории области действуют либо находятся в состоянии, пригодном для обеспечения полетов, 60 вертолетных и 17 посадочных площадок. Представители компаний рынка недвижимости неоднозначно оценивают перспективы введения новых нормативов.
Дмитрий Бадаев, генеральный директор компании «Вектор Инвестментс»: Сейчас, в связи с активным строительством вертолетной инфраструктуры в Подмосковье, много стали говорить о перспективах авиасообщения как альтернативы автотранспорту. На мой взгляд, не стоит ожидать, что вертолетное сообщение в действительности сможет стать такой альтернативой, особенно в кратко- и среднесрочной перспективе. В первую очередь, проблема транспортной доступности подмосковных городов будет решаться за счет реконструкции крупных автотрасс и развития железнодорожного сообщения. Вертолеты вряд ли когда-либо станут более востребованными, чем возможность передвижения на автомобиле или пригородном поезде, прежде всего – из-за высокой стоимости авиасообщения.
Дмитрий Котровский, вице-президент, управляющий партнер «Химки Групп»: Строительство сразу 500 хелипортов в муниципальных образованиях требует колоссальных инвестиций и отбора площадок под строительство, к которым федеральное законодательство предъявляет жёсткие требования. (Требования к вертолетным площадкам регламентируются Приказом Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории". Зона безопасности, окружающая зону конечного этапа захода на посадку и взлета для полетов вертолетов должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны).
Скорее всего, процесс создания сети вертолетных площадок в области займет от 5 до 10 лет. Полагаю, что строить их планируется за счет инвесторов, а не за счет бюджетных средств. Развивать альтернативные виды транспорта, в том числе воздушного, в Московской области необходимо, поскольку это позволяет региону выйти на совершенно новый уровень решения транспортных проблем – возможно, это начало развития сети хеликтоптеров-маршрутных автобусов, полеты которых над областью станут ожившей картинкой из фантастических фильмов. Перелететь пробку на развязке МКАД – об этом каждый день мечтают миллионы москвичей и жителей области!
Если серьезно, то причина столь оперативного введения в Московской области нормативов по обеспеченности вертолетными площадками муниципальных образований, скорее всего, лежит в социальной, а не коммерческой плоскости – в желании властей области предусмотреть возможность посадки вертолетов служб спасения при чрезвычайных ситуациях в любом городе региона. Техногенная катастрофа, которая произошла в Московском метро показала, что вертолетам МЧС и Медицины катастроф приходится садиться, фактически, вслепую, в плотную городскую застройку.
Что касается влияния на рынок недвижимости – в краткосрочной перспективе постепенное развитие вертолетного сообщения и строительство сети хелипортов не вызовет рост цен - позволить себе пользоваться индивидуальным вертолетным транспортом может очень узкий целевой сегмент, и вряд ли цена, например, на загородную недвижимость рядом с которой построен хелипорт, от этого резко вырастет. Транспортная доступность улучшится для единиц. Скорее, в массовом сегменте постоянные полеты шумных вертолётов над жилой застройкой вызовут недобрую реакцию собственников домов и станут негативным фактором при их продаже на вторичном рынке.
Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED: Вертолеты не только повышают мобильность населения, но и открывают перед рынком недвижимости новые перспективы. В частности, вертолетное сообщение играет огромную роль для удаленных населенных пунктов. Доехать до дачи, которая находится на семидесятом, сотом километре от МКАД сегодня очень проблематично. Думаю, вертолетное сообщение имеет все шансы на то, чтобы быть востребованной услугой.