«Наука от Ким Кардашян» обрела героев

Кимберли Ноэль «Ким» Кардашян

Составлен список топ-50 ученых, имеющих высокий К-индекс — новый наукометрический показатель, названный в честь американской фотомодели Ким Кардашян. Люди, ставшие его лидерами, оказались как популяризаторами науки, так и ведущими учеными. Однако среди них мало представителей слабого пола.

Недавно генетик Нейл Холл (Neil Hall) из Ливерпульского университета предложил использовать новый наукометрический показатель — К-индекс или индекс Кардашян. Данный показатель, по методике ученого, надо рассчитывать как отношение числа цитирований в масс-медиа (на примере «фолловеров» в Twitter) к числу цитирований в статьях.

Исследование генетика указывало на то, что многие ученые могут иметь высокие индексы цитирования из-за активной деятельности в масс-медиа, а не из-за содержания своих научных трудов. По мнению Холла, научным деятелям с высоким К-индексом нужно отказаться от использования Twitter, а вместо траты времени на социальную сеть они должны писать больше работ.

Несмотря на не очень серьезный, по признанию самого генетика, посыл, его статья вызвала в социальных медиа шквал критики. Сам Холл тактично отказался предавать огласке показатель К-индекса какого-либо ученого. Издание Science News решило это сделать за автора нового наукометрического показателя. Оно составило список 50 ученых, которых «фолловит» большее число пользователей социальных сетей, и подсчитало их число цитирований (по свободно доступной поисковой системе Google Scholar). Таким образом, удалось определить индекс имени Кардашян на деле.

Холл полагал, что представители «науки от Ким Кардашян» «знамениты за то, что знамениты». Однако выяснилось, что большинство из топ-50 исследователей, попавших в поле зрения Science News, используют Twitter для научной коммуникации. А популярность в социальных медиа может увеличивать их усилия в донесения научных сведений до общественности. Например, астрофизик Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson), директор планетария Хейдена в Американском музее естественной истории в Манхэттене, ведущий документального сериала «Космос: Пространство и время», имеет 2,4 миллиона «фолловеров» и менее чем 200 цитирований. Он возглавляет список по К-индексу, но мало кто может усомниться, что его слава не заслужена.

Попадание в топ-50 не означает, что ученый не является лидером в своей области науки. Семь из наиболее активных в сетях исследователя, к примеру, входят в последние списки ведущих ученых от Thomson Reuters и Scholarometer.

Впрочем, среди научных лидеров все-таки использование Twitter еще не вошло в моду. Так, из 50 случайно выбранных ученых, входящих в лист Scholarometer, только каждый пятый имеет аккаунт в соцсети. Некоторые считают Twitter пустой тратой времени. Лингвист и политический деятель Ноам Хомский полагает, что эта социальная сеть сводит серьезный публичный дискурс всего к 140 символам.

Удивительно, что среди топ-50 мало представительниц слабого пола: их всего четыре. Астроном Памела Гей (Pamela Gay), занявшая в списке 33 место (17 тысяч «фолловеров»), считает, что такое положение дел обусловлено тем, что общество пока не признало женщин как лидеров в науке. К тому же дам-ученых отпугивают от активного использования социальных медиа сексистские атаки в их адрес во всемирной сети.

Топ-10 ученых по К-индексу:

1. Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson), астрофизик;
2. Брайан Эдвард Кокс (Brian Edward Cox), физик;
3. Клинтон Ричард Докинз (Clinton Richard Dawkins), биолог;
4. Бен Голдакр (Ben Goldacre), эпидемиолог;
5. Фил Плейт (Phil Plait), астроном;
6. Митио Каку (Michio Kaku), физик-теоретик;
7. Сэм Харрис (Sam Harris), нейробиолог;
8. Ганс Рослинг (Hans Rosling), исследователь международного здравоохранения;
9. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), информатик;
10. Пол Захари Майерс, биолог.

Молчание ягнят